Святое место. Богоявление [TR/26661]
Описание окружающей местности
Много на земле красивых уголков, впечатляющих и богатством природы, и историческими памятниками архитектуры, и различными особенностями. Природные зоны, которые влияют на человека: наполняют эмоциями и заряжают энергией, называют местами силы. Одни считают их священными, другие привязывает к ним важные исторические события, скептики ищут научное обоснование — например, влияние магнитного поля Земли. Как бы то ни было, эти места отличаются интересной историей и уникальными ландшафтами. Одно из таких мест, по мнению писателя Олега Давыдова, находится здесь.
На берегу живописной реки Лух расположено небольшое село с необычным названием Худынское. У многих сразу возникает вопрос: «Почему это село так назвали?». Ни в одной исторической литературе невозможно найти объяснения этому факту. В народе осталась лишь легенда, которую передают из поколения в поколение на протяжении веков. Кто же дал название селу и почему. Это связывают с именем Святого Макария Желтоводского и Унженского (1349 – 25.07.1444 г.). А подтверждением можно считать памятник архитектуры – церковь Богоявления. В «Сборнике исторических памятников Ивановской области» она обозначена как «церковь Богоявления (Богоявленское, что в рыболовной Луке)». Её строительство датируется, «возможно, 1-й четв. 19 в., а завершено в 1841 году». Но если обратиться к секрии Жития Святых «Преподобный Макарий Желтоводский и Унженский», где прослеживается его жизненный путь, складывается другое мнение.
Родом Макарий из Нижнего Новгорода. В 12 лет тайно оставил дом родителей и принял монашеский постриг в Вознесенском Печорском монастыре. Здесь непрестанно воспевал в молитвах Бога. Макарий ревностно предался делу спасения: строжайший пост и точное исполнение иноческих правил отличали его перед братией. Только три года спустя родители узнали, где он скрывается. Но юный подвижник, избегая всего мирского, беседовал с отцом лишь через стену. Тяготясь славой своих подвигов, смиренный Макарий удалился из Печорской обители. Хотя в книге нет названий селений, где Макарий основывал монастыри и где строил церкви. В некоторых случаях об этом можно догадаться. Вот как написано в «Житие святых»: «Долго ходил он по болотам и лесам, пока не вышел к реке, называемой Луг, и, выбрав место, построил хижину. Здесь он стал жить один в безмолвии и молитве. Но долго таиться от людей ему не удалось: скоро о Макарии узнали жители окрестных деревень и городов и стали приходить к нему за наставлениями и духовной помощью, а некоторые, хотевшие уйти от мира, со временем и поселились рядом с ним. Когда набралось достаточно братии, образовался монастырь, а ещё немного времени спустя, начали строить храм во имя Богоявления господа нашего Иисуса Христа и завершили его во многом благодаря стараниям преподобного отца Макария». О какой церкви здесь идёт речь? Если о той, что сейчас в селе, то она датируется 1841 годом. А может раньше в селе была деревянная церковь? Но такая информация среди людей отсутствует. (Лишь совсем недавно, когда на территории кладбища шли работы по благоустройству, в земле была обнаружена кладка из красного кирпича. Предполагают, что именно на этом месте и стояла первая церковь. Сейчас это место обнесено оградой. Поставлен поклонный крест. Прим. авт. 2015 года).
А монастырь был первый по счёту, который основал святой Макарий. У народа бытует мнение, что он находился на противоположной стороне речки. С давних времён это местечко называют «Пустынька».
«Худые вы люди…»
Как гласит легенда, Макарий оказался в нашем селе совершенно случайно и «не откуда». Местное население грубо приняло странника, жители не поняли благого намерения старца. Его убожеский вид вызвал у селян пренебрежение. Не стал святой человек докучать людям, тем более таким недобрым. Он лишь сказал им: «Худые вы люди, и место у вас худое», сел на камень и переплыл реку на то самое местечко «Пустыньку». Смысл сказанных слов отразился, как считают многие, на названии села.
Со временем люди поняли, что за человек их посещал. Место, от которого Макарий переплывал на камне, стало для селян святым. Сюда постоянно приходят не только местное население, но много и паломников из других городов и сёл России. Они молятся и верят в святую силу преподобного Макария.
Пеший странник
Когда преподобный ушёл из наших мест вновь странствовать, ему приглянулась местность возле озера на берегу Волги. Место, где он решил остановиться, называлось Жёлтыми Водами. Здесь Макарий устроил обитель во имя Святой Троицы, называемую Желтоводской (Троицкий Макарьев монастырь в Нижегородских землях). Здесь он проповедовал православие окрестным черемисам и чувашам. После разорения обители в 1439 году казанскими татарами преподобный Макарий с братией и многими жителями той местности переселился в окрестности г. Галича в Костромских землях. Во время этого переселения, по молитвам преподобного, все сопутствующие ему были питаемы чудесным образом. Об этом рассказывают хранители истории жития Макария.
Святое место – святая память
На берегу речки Лух, в селе Худынском, недалеко от церкви когда-то росла сосна. Она пострадала от молнии, и от неё осталась лишь обгоревшая корневая система. Каждый, приходя на святое место, старается взять, отломить кусочек коренья этого дерева, который тоже считают целебным. Люди прикасаются больными частями тела: руками, ногами к обгоревшим корням и верят в исцеление.
При жизни Макария было зафиксировано много случаев спасения от беды не только народа, но и целых городов. Но исследовать и проверять их стали лишь после смерти святого. Об этом пишется и в «Житие святых»: «Местное почитание памяти преподобного Макария Желтоводского началось вскоре после его преставления. В 1619 году патриарх Филарет распорядился исследовать случаи исцелений по молитвам преподобного Макария. Было засвидетельствовано более пятидесяти случаев. Тогда же имя преподобного Макария Желтоводского было занесено в святцы и назначено повсеместное празднование его памяти 25 июля. (По новому стилю 7 августа. Прим. автора)
Мощи преподобного покоятся в Макариево – Унженском Троицком монастыре близ города Макарьева под Костромой в Свято – Троицком соборе, построенном в 1669 году игуменом Митрофаном, будущим святителем Воронежским. Там же находится келейная икона Смоленской Божией Матери, принадлежащая преподобному Макарию.
Глава вторая Церковь на селе – спокойнее на душе А на том берегу…
Предания о святом Макарии переходят из поколения в поколение. И знают о нём, видимо, не только в местной округе, но и в далёких городах. Посещая наш уголок, приезжие спрашивают: «А где то место, откуда Макарий на камне реку переплыл?»
Находится это местечко на берегу речки, недалеко от храма. Приходишь сюда, спускаешься по лесенке вниз, и, как заворожённая, смотришь на тихую гладь воды. А над головой склоняются ветви берёз, и листочки нежно ласкают лицо. Берег крутой, поэтому по лесенке сделаны перила. В земле небольшое углубление, рядом обгоревшие корни сосны. Живые цветы – всё лето и осень. Здесь так же, как и в храме, чувствуешь какое-то успокоение души, необъяснимое состояние покоя и благодати.
А храм – это настоящее величие средневековой эпохи, построенное на берегу реки в местечке, где сливаются две речки – Добрица и Лух. (Место силы. Прим. авт.). Великолепным сооружением, памятником архитектуры, очень хорошо и удобно любоваться с противоположного берега. Прямо напротив церкви есть болотистое местечко «Титино», куда весной многие переплывают на лодке за ландышами. Этот берег чуть ниже, и, поэтому, когда смотришь оттуда, церковь словно вырастает и грациозно возносится к небесной синеве. Это сопоставимо с тем, что когда приходишь в храм, мысленно обращаясь к Богу, то невольно поднимаешь взор. Так и здесь, когда любуешься церковью, поднимаешь взгляд на купола. Это тоже своего рода обращение к Богу. Зимой церковь как благородный замок. Чистая и светлая, белая, словно сливается с окружающим её искристым снегом, а сверкающие на солнце купола как будто впиваются в облака. И лишь тёмные стволы деревьев да кресты на могилах очертаниями вырисовываются на белокаменной стене церкви со стороны кладбища. Летом же «её величество», можно сказать, полностью утопает в зелени, не считая верхней её части.
Интересно рассматривать детали исторической постройки, но легче понимать тому, чья деятельность связана либо с историей, либо с архитектурой. Мы же можем восхищаться эксклюзивным творением людей прошлых лет.
В сборнике исторических памятников подробно описывается каждая деталь постройки, декор и художественное оформление внутри храма.
Источники информации:
http://kp-eparhya.blogspot.com/2012/10/blog-post_31.html
http://kp-eparhya.blogspot.com/2015/09/4.html
https://www.peremeny.ru/column/view/72
https://kp-eparhya.blogspot.com/2016/03/blog-post_10.html
https://luchskoeblag.blogspot.com/2018/08/blog-post.html#more
https://хранителиродины.рф/Article/?id=35106







