Описание окружающей местности

Диалог около входа в ботанический парк Боржоми:
-Ребята, давайте на экскурсию! Наверх поедем, очень интересная экскурсия
Мужчина солидного возраста и вида вежливый, по-русски  говорит превосходно,
- на машине, всего 2000 лари /с человека/. Кроме меня, вам никто не покажет этих мест. Мост Эйфеля покажу с лучшей точки, узкоколейка по этому мосту идёт, но из вагона что увидишь – ничего не увидишь. Ещё в Саров поедем, там в лесу такой домик есть…
Но главное, в монастырь. Ни в одном путеводителе его нет. Там фрески 12 века сохранились, уникальные. В монастыре монахи живут, вино делают. Натуральное, старинным методом в земле в кеври. Продают за копейки. Такое качество, вах вах вах. Должно стоить минимум 50 лари бутылка, а они по 13 продают. Им говорили – что вы не ставите настоящую цену, а они монахи, чудные, не хотят.
Поехали со мной, всё покажу. Без меня эти места не найдёте, и никто не возит туда.

Мы послушали, послушал и вежливо попрощались, обещав подумать про завтра, но зная, что ни на какие такие экскурсии мы, конечно же, не поедем))
Спасибо, как говорится, за инфу, а дальше мы сами, ИСКпедиция и всё такое.

И вот на следующий день отправляемся в путь. Дорога карабкается в горы, весело виляя серпантинами. Точка, с которой лучше всего виден мост Эйфеля, обнаружена. Да, там действительно весьма крутецкий вид! 
Вскоре найден и древний монастырь с уникальными фресками. Винишко то самое тоже есть ;)
Март в Грузии это всегда круто. И контрастно) В горах на горнолыжке ещё вовсю сезон, и снега по два метра, в Батуми вечные тропики, пальмы, мандарины, а здесь, в районе Боржоми, весна в самом разгаре – снега уже нет, в теневых местах вовсю цветут подснежники, а на солнце уже и одуванчики желтеют. Сочная погода, летают бабочки, на деревьях только начинают лопаться почки, мать-и-мачеха микросолнышками  усеяло поляны и древний грузинский храм в окружении гор. Красота-а-а!
Никого, кроме нас, здесь нет. Тишина, блаженство, умиротворение. Гуляем по территории, заходим в храм, и вот они, те самый пресловутые фрески. Все стены и своды покрыты необычными, непривычными для нас, жителей средней полосы России, рисунками. А потом мы увидели совсем особенные – звери, птицы, все повёрнуты в одну сторону, и у каждого из пасти торчит какая-то часть человека! Рука, нога, голова с лицом, искажённым в гримасе ужаса, кровь льётся. Недалеко котёл с грешниками.
В общем, весьма любопытно )

*   *   *
Перед входом в калитку к храму большая церковная лавка, вот в ней и продаются монастырские вкусняшки, магнитики и то самое винишко. Одно из лучших, что мы пробовали в жизни. Рекомендуем всеми руками!
Эх, мало взяли тогда))) Но не последний раз!

*   *   *
Информация с сайта Грузия для всех:

   Монастырь Тимотесубани (ტიმოთესუბანი), формально Тимотесубанский Богородичный Монастырь (ტიმოთესუბნის ღვთისმშობლის სახელობის მონასტერი) — православный монастырь Боржомско-Бакурианской епархии Грузинской церкви, который находится в одном из боковых ответвлений ущелья реки Гуджаретисцкали в 19 километрах от центра Боржоми. Знаменит Успенским собором с фресками и несколько запутанной историей, которая выглядит несколько странно.
     Обычно пишут, что Успенский собор заложен в 1195 году по инициативе князя и полководца Шалвы Ахалцихского. Если это так, то он приказал его строить в год сражения при Шамкоре, в котором участвовал. Достроили собор в 1215 году, так что в 2015 даже было торжественно отмечено 800-летие. В 1226 году Шалва погиб в хорезмийском плену и вроде бы был именно тут похоронен. В соборе есть надпись от его имени. Всё это не сходится с тем, что мы видим на месте: а видим мы каменный портик явно эпохи Золотого Века, который пристроен к собору, который выглядит как типовой серийный храм XVI века, построенный быстро и дёшево. Можно предположить, что рассуждения при Шалву — фантазии историков, но в пользу этого факта говорят фрески, которые очень уверенно датируются XIII веком. Трудно предположить, что искусствоведы спутали фрески двух разных эпох. Но ещё труднее предположить, что в эпоху Тамары стали строить кирпичный храм. При каменном портике. Может быть, кирпич лишь внешняя поздняя облицовка старинного каменного храма? Но нет, он кирпичный и изнутри и снаружи. Тимотесубани — храм-диссонанс, его элементы можно в равной степени притянуть за уши и к XIII и к XVI веку. В любом случае он будет очень значительным исключением из всех законов грузинской архитектуры.
     Итак, заходим в монастырь. Уже с первого шага мы видим нечто совершенно необычное. Вход на территорию монастыря ведёт через длинный кирпичный туннель с арками в стиле иранской готики. Таких сооружений нет в Грузии почти нигде. (Или вообще негде). Это сильно напоминает иранскую архитектуру XVI века, но так же напоминает и ещё кое-что. А именно «Сельджукский портал». Так оформляли входы в мечеть в Румском султанате. Это упрощённая, дешёвая форма сельджукского портала, но это она. И это странным образом подтверждает датировку храма началом XIII века: один из ранних таких порталов появился в 1223 году. Правда, потом такие штуки строили и монголы. 
Тимотесубани не похож ни на что грузинское, но это может объясняться именно тем, что вопреки всем традициям он построен в сельджукском стиле. Например, христианскими архитекторами из Малой Азии, которые уже набили руку на иранско-византийской эклектике.
    Далее мы видим сам храм.
В интернете его называют «восхитительным памятником», из чего следует, что существуют люди, способные восхищаться плоской кирпичной стеной. Реальность строго противоположна: он аскетичен, минималистичен, почти лишён классических украшений эпохи Золотого Века, и только его портик вполне себе похож на портики XIII века. Этот портик рушит всю теорию о XIII веке. Можно предположить, что впавший в бедность князь Шалва решился строить максимально дёшево, из кирпича, но почему-то именно портик решил строить дорого и красиво. То есть, для портика нашёлся камень и каменщики, а для собора не нашлось. Более того, портиков при соборе два. И один из них кирпичный. Почему?
Здесь мы видим типовые циркулярные арки, строго полукруглые, как и было принято в XIII веке. Тогда уже началось влияние готики и арки стали немного заострять, но в этом портике они ещё сделаны полукругами. Зато в самом храме они резко килевидные. Странно видеть в одном здании две разные технологии.
И ещё одна странность. Обычно портики строились примерно по линии купола и нартекса. То есть, портик был продолжением южного рукава креста. Но здесь его сдвинули немного к западу. Стало непропорционально и некрасиво. Сложно поверить в то, что так было задумано изначально. Чтобы тимотесубанский портик окончательно и бесповоротно стал рекордсменом среди странных портиков, кто-то придумал написать на его восточной стене длинное стихотворение на русском языке. Оно сейчас уже плохо читается, но кое-что разобрать можно.
И купол. Тут надо обратить снимание на вставки из глазури. Необычная деталь для той эпохи.
 На все приведённые аргументы против XIII века можно найти контраргументы. В XIII веке в Грузии таки строили из кирпича. Храм Кинцвиси, например. Но это исключение. В Армении есть храм Киранц, тоже XIII века и тоже из кирпича, и о нём искусствоведы пишут, как о белой вороне: мол, странно это, но бывало, и вот в Грузии есть Кинцвиси и Тимотесубани, они тоже кирпичные, и это наверное сельджукское влияние. Глазурь в Киранце тоже есть, и как раз их считают признаком сельджукского влияния. Про странный портал мы уже говорили. И — да, были в Грузии XIII века готичные арки (как раз тогда и появились), пусть и не так резко готичные. Сильным напряжением веры можно заставить себя поверить в то, что это XIII век. Но...
 Но несколько легче поверить в то, что собор изначально был каменный, но потом рухнул, и уцелел только портик. Почему-то портики обладали повышенной устойчивостью и выживали даже после обрушения основного здания (так это случилось, например, с храмом Метехи). И уже потом, в эпоху кирпичных технологий, к портику пристроили собор из кирпича. Собор мог быть разрушен ну хотя бы шахом Тамазом в 1553 году, когда он разрушил Зелёный монастырь неподалёку. И его восстановили сразу же (между 1553 и 1578) или позже, после 1633 года, когда в Грузии было много чего восстановлено. Если так, то мог остаться какой-то кусок старого каменного храма. И такой кусок есть. Он находится в нижней части северной стены. Здесь мы видим участок каменной кладки высотой примерно в метр. И это не фундамент.
Тут конечно можно предположить, что храм таки построен в XIII веке, но на остатках какого-то более старого храма. И остаётся ещё один датирующий признак. Это фрески. Их уверенно датируют 1225 годом по аналогии с кинцвисскими и вообще по стилю. Они довольно известны, их много изучали и вероятность ошибки сомнительна. Откуда бы в храме XVI века фрески 1225 года?  Тут приходится отвечать, как Груздев Шарапову: «Вот! Вот вопрос. Вы же наповал меня бьёте этим вопросом». Ибо неоткуда им взяться.
Есть конечно надежда, что когда-то явится великий фресковед и скорректирует датировку фресок. Передатировка храмов дело не новое. Совсем недавно передатировали Самшвилдский Сион и Гурджаанскую квелацминду. Так что бывает. Подождём.
Пока же фрески Тимотесубани считаются крупной достопримечательностью региона Самцхе-Джавахети, где-то наравне с фресками монастыря Сапара. Известны они в основном «грандиозной композицией» сцены Страшного Суда. К сожалению, в храме часто бывает темно, фрески видно плохо, и без спецподготовки трудно понять, где же эта грандиозная композиция. 
Фрескам Тимотесубани посвящена целая книга Елены Приваловой 1980 года издания: Роспись Тимотесубани: исследования по истории грузинской средневековой монументальной живописи. При желании её можно поискать в тбилисской библиотеке... (с)


Для просмотра вам необходимо зарегистрироваться