Ударная стройка Кузбасса: железная дорога Кольчугино – Прокопьевск. Станция Ленинск - Кузнецкий [VI/25874]
Описание окружающей местности
Ленинск-Кузнецкий – шахтерский город в Кемеровской области, раскинувшийся на реке Ине в центре Кузнецкой котловины, на перекрёстке «семи дорог» между Алтайским краем, Новосибирской областью и Красноярским краем, являющийся первым населенным пунктом в миpе, названным в честь В. И. Ленина ещё при его жизни. Имеет статус административного центра Ленинск - Кузнецкого района Кемеровской области, является городом трудовой доблести и воинской славы.
А когда то это была ничем не пpимечательная маленькая деревушка Кольчугино, располагавшаяся на этом месте с 1763 года, пока не выяснилось, что она стоит у самого ложа угленосных пластов. В 1883 году в Кольчугине открывают шахту «Успех», после чего деревня становится угледобывающей столицей Алтайского горного округа (в составе Томской губернии). Необходимость строительства шахты была связана с бурным развитием металлургии в районе Гурьевска. В результате исследований было выяснено, что именно Кольчугинское месторождение является наиболее перспективным.
После открытия Анжерского рудника интерес государства к Кольчугинскому руднику стремительно падает. Государство проводит ряд попыток сдать рудник в аренду частным лицам, но все они терпят крах, как и последующие попытки государства самостоятельно развивать угледобычу. В 1909 году добыча угля прекращается, а уже в 1912 году имущество рудника распродают на аукционе. В январе 1913 года Кольчугинский рудник переходит под управление акционерного общества Кузнецких каменноугольных копей — Копикуз. В этот же год обществом закладывается шахта «Капитальная», которой было суждено стать крупнейшей шахтой в Российской Империи. В 1914 году в город приходит ветвь Томской железной дороги, выделенная в отдельную, Кольчугинскую железную дорогу. Строится шахта «Вентиляционная». В 1916 году значительно расширяется железнодорожная сеть будущего города — ветки подходят к шахтам «Капитальная», «Журинская» и «Николаевская». Добыча угля составляет в районе 170 тысяч тонн.
Мощное развитие промышленного производства обусловило высокие темпы железнодорожного строительства в Кузбассе и тяготеющих к нему районах. Железнодорожники должны были обеспечить транспортировку за пределы Кузбасса 15—20 миллионов тонн угля, металла, кокса, химических продуктов и доставку на Кузнецкий комбинат до 2,5 миллиона тонн железной руды. Кроме того, миллионы тонн груза надо было ежегодно перевозить между заводами и рудниками бассейна. Предстояло реконструировать Транссибирскую магистраль и отходящие от неё ветки, а также построить более 5 тысяч километров новых железнодорожных путей. Сооружение половины из них падало на первую пятилетку. Особое внимание уделялось сооружению линии, соединяющей внутренние коммуникации бассейна с Транссибирской магистралью. Для соединения с Транссибом богатого угольно-железорудного района, расположенного на юге Кузбасса, с 1913 по 1916 годы строится железная дорога. Дорога строилась в спешке, при слабом финансировании, по облегченным техническим нормам, с использованием большей частью бывшего в употреблении укладочною материала - в таком состоянии железная дорога не могла обеспечить транспортировку угля, столь необходимого для восстановления промышленности.
В мае 1921 года Совет Труда и Обороны за подписью В. И. Ленина принял постановление, в котором Прокопьевский и Киселёвский рудники, железная дорога Кольчугино - Прокопьевск, а также Кемеровский и Гурьевский заводы объявлялись ударными стройками. На эти предприятия в срочном порядке из разных городов страны направлялось оборудование. Пять месяцев продолжался упорный труд на строительстве железной дороги Кольчугино - Прокопьевск. В. И. Ленин внимательно следил за строительством дороги. На достройку линии была переброшена первая бригада Сибирской трудовой армии, состоящая из красноармейцев 5-й Армии Восточного фронта, переведённых на положение трудмобилизованных – силами которых (1921г.) и был построен железнодорожный путь от Кольчугино до Усят (Прокопьевские копи).
Хозяйство края стало постепенно налаживаться, восстанавливались и реконструировались шахты. В начале 20-х годов XX века Кольчугино динамично развивается за счет объемных добычи угля и деревня превращается в рабочий поселок, который в 1922 году (еще при жизни B. И. Ленина) получает имя Ленино, а в 1925 году – статус города и новое имя Ленинск - Кузнецкий. При получении статуса города в 1925 году к названию «Ленино» (Ленинск) была добавлена вторая часть названия — «Кузнецкий», поскольку в это же время близ Омска был дан статус города посёлку Ленинск, и чтобы не возникало путаницы, ему было дано название город Ленинск - Омский. Через 5 лет Ленинск - Омский был включён в состав Омска, а Ленинск -Кузнецкий остался на то время единственным городом Ленинском в СССР, так что приставка «Кузнецкий» оказалась уже лишней, но приставку в названии города убирать не стали.
И в наше время главное богатство города – это уголь, запасы которого исчисляются миллиардами тонн и с ним здесь связана вся жизнь горожан. Сегодня Ленинск - Кузнецкий - один из крупнейших промышленных, торговых, транспортных и культурных центров Кузбасса. В 2014 году город включён в список моногородов Российской Федерации с риском ухудшения социально - экономического положения.
https://rutraveller.ru/resort/4303
https://rutraveller.ru/resort/4303



