Станция Саянская - центральный участок «Трассы мужества» [VI/25687]
Описание окружающей местности
От Тайшета к Абакану
Не кончаются туманы,
По туманам до Тайшета
Тянем мы дорогу эту.
Ю. Визбор
Железная дорога Абакан-Тайшет - "Трасса мужества" проложена через Минусинскую котловину и горы Восточного Саяна. Протяженность - 647 километров. Дорога минует четыре крупных хребта, поднимается по двум серпантинам, проходит через 258 мостов, более пяти сотен искусственных сооружений и три крупных виадука над речными каньонами. 5 июля 2013года завершена проходка нового Манского тоннеля – самого длинного в Красноярском крае (2 465 м).
В Рыбинском районе Красноярского края находится посёлок городского типа Саянский, здесь же располагается и железнодорожная станция Саянская. Принадлежит она к красноярскому отделению. Станция относится к грузовым. Саянская принимает поезда дальнего следования и пригородные поезда. Поезда ходят по направлению Абакан — Красноярск, Северобайкальск — Красноярск, Красноярск — Усть-Илимск.
В 2019 году исполнилось 60 лет с того момента, как в марте 1959 года на эту землю приехали первые военные строители Центрального участка железнодорожной линии Абакан-Тайшет. Идея проложить железную дорогу через Саянские хребты инженеры вынашивали ещё в середине XIX века. Изыскания начались в 1935 году. В 1942 году экспедиции институтов «Сибгипротранс» и «Томгипротранс» продолжили изыскания, проработав 5 вариантов линий, из которых наиболее перспективными были трассы, берущие начало в Абакане и выходящие на Тайшет.
В 1948-1949 годах произведена аэрофотосъемка горной части местности.
В 1953-1955 годах завершена съёмка всей трассы и проведены наземные привязочные работы.
В 1958 году изыскания трассы завершены, разработан чёткий технический проект сооружения железной дороги «Абакан-Тайшет».
23 ноября 1957 года забит первый колышек, отметивший будущий мост через реку Абакан. Такие колышки были установлены на протяжении всей трассы Абакан-Тайшет. Они обозначили важные железнодорожные объекты: станции, мосты, тоннели. Строительство железнодорожной магистрали «Абакан-Тайшет» было разбито на три участка: западный, центральный и восточный.
Центральный участок пролегал в труднодоступных районах Саянских гор и был самым сложным, поэтому его было поручено покорить воинам-железнодорожникам. Нужно было выбрать какую-то точку в середине будущей трассы. Выбор пал на пустое место, находившееся на скрещении сразу трёх районов края — Рыбинского, Саянского и Партизанского. Опорным пунктом основных сил центрального участка должна была стать станция Саянская.
4 марта 1959 года на место будущей станции прибыл первый отряд военных строителей под командованием лейтенанта Владимира Шакурова. По заснеженной степи медленно двигалась крытая брезентом грузовая машина. Перед сугробами машина останавливалась. Тогда из под брезента соскакивали в снег люди и лопатами расчищали дорогу. По календарю на дворе была весна, но морозило так, что захватывало дух. Ехали весь день, но только к вечеру добрались до места. Остановились. Все, кто был в машине, высыпали наружу. Кругом голая степь, только вдали виднелись снежные шапки Саянских хребтов. Осмотрелись. Кругом пустынно, лишь белеют запорошенные снегом кусты. По проложенной ими колее следом шли машины со стройматериалами, инструментами, механизмами. Расположились на ночлег в старой пустой школе в деревне Усть – Кандыга, что виднелась в километрах трех отсюда. Там будущие строители трассы мужества и решили заночевать…
Из мемуаров бывшего в то время заместителя начальника железнодорожных войск Алексея Михайловича Крюкова (Крюков А.М. «Покоренные Саяны: Пути и тревоги: Записки военного железнодорожника» Петрозаводск: Карелия, 1979) это событие описывается так: «Битва за первый километр новой магистрали началась ранней весной 1959 года. В первый рабочий день - 10 марта, в покрытой снегом скалистой земле солдаты вырыли в мёрзлом грунте яму и установили столб. К нему прикрепили доску с лаконичной надписью «Саянская». Недалеко от столба развернули военный лагерь и военнослужащие приступили к расчистке места под будущую станцию». Именно с этого дня начались работы на центральном участке трассы мужества: сооружение земляного полотна, укладка путей, строительство мостов, закладка первых фундаментов домов будущей станции. С колышка с надписью «Саянская» началась история станции, которая неразрывно связана с историей самого посёлка.
В июне 1959 года строители начали «вгрызаться» в Манский перевал: обуривали забои ручными перфораторами, породу отгружали вручную.
В ноябре 1959 года на ст. Саянская пришел первый поезд со ст. Клюквенная (ныне ст. Уяр)
30 июня 1963 года под сводами Манского тоннеля прошел первый состав.
31 января 1965 года из Абакана на Тайшет по центральному участку трассы прошел первый поезд.
21 декабря 1965 года на линии Абакан - Тайшет открыто сквозное движение. За день до того из крайних точек трассы мужества выехали два поезда. 20 декабря из Тайшета и Абакана одновременно отправились навстречу друг другу поезда «Ангара» и «Енисей». Их пассажирами были строители трассы. Они встретились на станции Саянская 21 декабря, где состоялся большой праздник по случаю завершения строительства трассы. С этого времени трасса «Абакан – Тайшет» принята в постоянную эксплуатацию.
С тех пор движение по «Трассе мужества» больше никогда не прекращалось. По ней проходит грузовое и пассажирское сообщение. Сегодня магистраль играет важнейшую роль в жизни Западной и Восточной Сибири. Две крупнейшие части Сибири обмениваются по ней сырьем, механизмами, различными материалами и продуктами.
За эти годы рядом со станцией вырос поселок: были построены жилые дома, котельная, ясли, школа, хлебопекарня, прачечная, магазины и др. Поселок занимает территорию равную 3,53 квадратных километров. Здесь проживает более 4 тысяч жителей. В 1981 году пристанционный поселок признан поселением городского типа.
Летопись трассы Абакан-Тайшет// Саянский вестник
про строительство «Трассы мужества» можно почитать здесь:
http://my.krskstate.ru/docs/infrasrtucture/trassa-muzhestva/







