Сказание о Кудым-Оше [MV/25279]
Описание окружающей местности
Необыкновенно широка и богата легендарная история Прикамья. Народная память сохранила для нас прекрасные сказки и чудесные предания, возникшие в глубокой древности. В них поэтическое воплощение чаяний и ожиданий народных, мечта о человеке-богатыре, который покоряет природу, охраняет землю и свой народ от врагов.
Русские героические былины рисуют образ крестьянского богатыря Ильи Муромца. Коми-пермяцкий народ поэтически воплотил свою историю в деяния и подвиги Перы-богатыря и Кудым-Оша - легендарного героя, персонажа коми-пермяцкого национального эпоса, богатыря, вождя и жреца, наделённого сверхъестественной силой. Об имени Кудым-Оша существует несколько фольклорных версий: в переводе на русский язык означает Кудым - медведь. Среди родов древних коми-пермяков род Кудым-Оша был сильнейшим, а среди вождей никто не мог сравниться с ним по силе. Кудым-Ош жил в древнюю эпоху, может, за тысячу лет до нас, он один из первых родо - племенных вождей, стремившийся к объединению людей пармы под своим тотемом. Тотем - это животное, растение, предмет, которые род считает своим покровителем. У рода Кудым - Оша тотемом был Ош - медведь. Кудым-Ош обладал колдовскими способностями. Он был неуязвим для топора. Смертельно раненный стрелой, до трех раз мог оживать, прижимаясь полученной раной к земле, был способен вызвать на реке бурю, чтобы отогнать нападавших врагов. Ростом он был в три аршина, земля одарила его силой и разумом втрое больше, чем других, а видел он даже ночью лучше совы. Носил он легкую меховую одежду, зимой и летом ходил с непокрытой головой — не боялся ни дождя, ни снега, ни свирепых ветров, ни жгучего солнца.
Согласно наиболее распространенной версии, Кудым-Ош был сыном вождя рода иньвенских коми-пермяков, который одновременно был жрецом - памом (паном), то есть совмещал функции главы общественной, военной и культовой деятельности своего рода. Его мать Пöвсин «Одноглазая», женщина могучая и обладающая колдовскими способностями. После того как отец Кудым-Оша погиб в одном из военных походов, он был избран новым главой рода и получил соответствующие знаки отличия: жезл и четырехугольное изображение медведя, которое он постоянно носил на груди.
В отличие от своего отца, Кудым-Ош больше прославился не военными походами, а дальними торговыми поездками, из которых он привозил товары, меняя их на пушнину. Кроме того, он распространял культурные достижения соседних народов, до этого неизвестные древним коми-пермякам, не только среди сородичей, но и по всему краю. Так, из одной из своих поездок он привёз семена различных злаков и научил земляков выращивать хлеб. Им были изготовлены первые железные орудия и придуманы лодки взамен устаревшим плотам.
Кудым-Ош жил очень долго, однажды к нему приходила смерть, но он прогнал ее. Наконец, предчувствуя свой конец, собрал всех сородичей и сказал, что сразу после его смерти у него изо рта пойдёт пена, ко всем, кто мизинцем соберет эту пену, перейдет часть его богатырской силы. По другой версии, Кудым-Ош прожил 150 лет, а перед смертью велел похоронить себя в долбленом кедровом гробу, опоясанном железными обручами, и сообщил, что когда-нибудь еще вернется на эту землю.
Долгая и завидная судьба у народных героев. Богатыри не умирают. Они могут заснуть, могут уйти в камни, в горы, охраняя земные клады, завещая трудовому народу богатства, принадлежащие каждому человеку в равной доле. Народная фантазия в любой момент может вдохнуть в этих богатырей жизнь, и они снова способны на подвиг во имя справедливости на земле.
Коми-пермяцкий писатель В. В. Климов написал пьесу «Легенда о Кудым-Оше», по которой режиссёр Коми-пермяцкого национального драматического театра С. Андреев поставил одноимённый спектакль. Писатель Алексей Домнин убежден, что существовали когда-то у коми-пермяцкого народа эпические песни, наподобие русских былин или карельской «Калевалы». Это убеждение побудило его объединить предания в циклы, представить их поэмами. Писатель изучил не только опубликованные материалы по коми-пермяцкому фольклору, но и записи преданий, сделанные в последние годы фольклористами Прикамья. Он имел возможность познакомиться с особенно ценными текстами преданий, записанными коми-пермяцким писателем В. В. Климовым. Такая опора на устно-поэтические традиции увеличивает ценность сказаний. Но в то же время это не стихотворное переложение преданий, а творческое осмысление их.
В 1988 году киностудией Пермь-телефильм снят мультфильм «Сказание о Кудым-Оше».
P.S. Если пройти дальше по аллее, то встретите премилую композицию «лапти», а перейдя через мостик, познакомитесь с довольно забавными Чудами, выполненными в рамках АРТвыставки «Кудымкар - 440». Ну, а завершить прогулку по аллее советуем знакомством и фотосессией с " Коми - пермяком-соленые уши"!
https://www.komi.kp.ru/daily/26928.7/3978167/
https://www.litmir.me/br/?b=179402&p=1







