К-19 [VI/25111]
Описание окружающей местности
Легендарная К-19 — первая советская атомная подводная лодка с баллистическими ракетами на борту. Подлодка проектировалась в спешке, для того чтобы обеспечить паритет с США в гонке вооружений. Поэтому имела множество конструктивных недостатков. Из-за многочисленных аварий она пользовалась дурной репутацией и имела прозвище «Хиросима».
Спущена на воду в 1959 году, введена в строй в 1960.
Выведена из строя в 1990. Утилизирована в 2003.
Список инцидентов, аварий и катастроф на К-19:
На стапеле:
- при окраске трюмов вспыхнул пожар, два человека погибли;
- при проведении покрасочных работ задохнулась женщина-маляр;
На службе:
В 1961 году при погрузке ракет в шахты один матрос был придавлен крышкой шахты и погиб.
12 апреля 1961 года лодка чудом избежала столкновения с АПЛ USS «Nautilus», но из-за резкого манёвра снижения глубины при этом врезалась в дно. Значительных повреждений не было.
4 июля 1961 года — авария кормового реактора: падение давления в первом контуре в результате разрыва в первом контуре импульсной трубки между напорной линией и датчиками. Устранение аварии впоследствии стоило жизни 8 человек, все остальные члены экипажа получили высокие дозы облучения. По этой истории снят фильм, вышел в прокат в 2002 году.
15 ноября 1969 года — столкновение в подводном положении с подводной лодкой ВМС США USS «Gato» при манёвре изменения глубины с 60 до 90 метров.
24 февраля 1972 года — пожар в 8 и 9 отсеках. Отбуксирована на базу. Погибло 28 человек на лодке и 2 спасателя. 12 матросов пробыли в заточении в 10-м кормовом отсеке 23 дня без света, пищи и со скудными запасами воды, получая из центрального поста только воздух.
15 августа 1982 года — при ремонте в аккумуляторном отсеке возникла электрическая дуга. Обожжены несколько человек, один из них 20 августа скончался в госпитале.
После утилизации лодки от неё сохранилась рубка, которая долгое время стояла у проходной судоремонтного завода "Нерпа". Эту рубку на собственные деньги выкупил российский предприниматель Владимир Романов, некогда служивший на К-19 старшим матросом. Он же организовал перевозку рубки в Московскую область и её установку на берегу Пяловского водохранилища. Сооружение мемориала еще не завершено. Но, посмотреть на рубку К-19 и даже полазить по ней уже можно.
Доехать на автомобиле прямо до точки невозможно. Машину надо будет оставить на улице Центральная у магазина, спуститься к проходной коттеджного посёлка и дойти до берега пешком. Ориентируйтесь на указатель "Проход к воде". Доступ в трёхпалубную рубку пока свободный.
На сайте существует ещё один тайник посвящённый этой подводной лодке - Подводная "Хиросима" советского флота.







