Ильяс-Кая [TR/2500]
Описание окружающей местности
Ильяс-Кая - гора из легенд и преданий.
Скажи, ты бывал когда-нибудь в Крыму? Все там есть: горы есть, море есть, степь тоже есть. Взойдешь на гору – жалко станет человека, который тут не был. Так красиво. А за горой море с небом вместе живут, оба синие, одно другого синее. Крымские люди очень любят свой край. Где бы ни был крымский человек, непременно скажет: лучше Крыма нет земли. Таков край наш Крым. Живи только, умирать не надо…(Старая крымская легенда)
На Крымском полуострове, есть множество гор, скал и пещер, окутанных ореолом святости и чуда. Не раз проезжая по трассе Севастополь-Ялта, невольно подымаешь глаза вверх и видишь удивительной красоты гору, которая возвышается над Ласпинской долиной, как мощный бастион, который защищает прилегающую котловину от холодных северных ветров, а если смотреть с запада, она напоминает знаменитого Сфинкса – хранителя пирамид.
Ильяс-Кая (681 м), в переводе с крымско-татарского языка «гора Святого Ильи». В Крыму есть множество мест посвященных Илии Фесвитянину, Илии пророку, который занимает в контексте христианской традиции особое место, вот и мы решили не остаться в стороне, побывать на этой горе, тем более, что на её вершине находился средневековый монастырский храм св. Ильи, в Х-ХV в.в. по тропе, что рвется ввысь, тысячи богомольцев, монахов и прихожан поднимались в этому храму.
К храму Святого Ильи, вознесенного на самую вершину, хорошо подходят стихи Новеллы Матвеевой:
«Может зодчий
И сердце - то вывихнул,
Эти камни подняв к облакам:
Целой жизнью он, может быть, выдохнул
Этот молча ликующий храм».
Святой Илья пророк в пантеоне русских Святых занимает одно из самых почетных мест. Народное мировоззрение наделило Святого грозным и решительным характером. В одних поверьях и легендах он предстает как непобедимый воин, мчащийся по небу на огненной колеснице и мечущий стрелы-молнии в убегающих бесов, а в других это старец еврейского типа, сед, лицом худ, волосы прядями; одежды: милоть, т.е. кожа, снятая с козла, подпоясанная коженным поясом, как бы ремнем (по-славянски усмен); ноги босые, в одной руке нож, в другой хартия с его изречением:
В подчинении у Ильи-Пророка находятся грозы. Народное сознание видело в неистовых потоках дождя, в ослепительных вспышках молний и оглушительных раскатах грома полную драматизма борьбу Святого Ильи-Пророка с бесчисленными полчищами нечистых духов, которых он «разит на смерть» своими огненными стрелами.
Ильин день в русской народной традиции принято считать одним из самых «строгих» праздников. По старому стилю – 20 июля, а по новому – 2 августа. «Вместе с тем в народном календаре этот день связан с идеей обновления жизненного цикла, физического и духовного очищения, исцеления от болезней. И противоречивое осмысление Ильина дня, возможно, объясняется тем, что этот праздник «пограничный» - между летом и осенью. Как говорят: «На Илью до обеда - лето, после обеда – осень».








... и помоему это совсем не черешня а груша