Описание окружающей местности

Промышленное развитие России в начале ХХ века изменило отношение общества к высшему образованию. Строительство новых предприятий на востоке страны и общее повышение их технического уровня вызвали необходимость реформы системы высшего образования. Важнейшим принципом политики в области технического образования стало проведение специализации многофакультетных институтов в отраслевые вузы.

В 1932 г. на базе путейско-строительного факультета Сибирского института инженеров транспорта (г. Томск) при активном участии профессора В.М.Завадского был организован Новосибирский путейско-строительный институт инженеров железнодорожного транспорта. Первым ректором – начальником – института был назначен Сергей Емельянович Пропастин, кадровый военный.
Создан первый факультет – «Путейско-строительный» (ныне – «Строительство железных дорог»). Появились специальности: «Искусственные сооружения» факультета «Мосты и тоннели»; «Здания» и «Водоснабжение» - факультета «Промышленное и гражданское строительство».
В 1932 году в вузе обучались 569 студентов, на 17 кафедрах работали 60 преподавателей, в том числе 7 профессоров и 14 доцентов.
В 1934 году Новосибирский путейско-строительный институт инженеров железнодорожного транспорта (НоПИИТ) был реорганизован в Новосибирский институт военных инженеров транспорта (НИВИТ) и  открыт факультет «Эксплуатация железных дорог» (в настоящее время - «Управление процессами перевозок на железнодорожном транспорте»).
В 1935 году состоялся первый выпуск военных инженеров железнодорожного транспорта, часть выпускников была направлена в распоряжение Наркомата обороны. 

22 июня 1941 года НИВИТ проводил на фронт первых добровольцев. В октябре 1941 года ушли на фронт добровольцами 64 слушателя, из которых в дальнейшем сформировался ударный боевой 6-ого воздушно-десантного корпуса.
В годы Великой Отечественной войны многие инженеры первого выпуска стали видными военачальниками. Генерал-лейтенант А.П. Рагозин, генерал-майоры Е.Т. Ядов, В.К. Вдовенко, А.Л. Яковлев, полковники А.Е. Кошкин, Н.А. Танин и многие другие воспитанники НИВИТа своими героическими подвигами на военных фронтах вписали славные страницы в историю института.
Героями Советского Союза стали слушатели В.Н. Безукладников, Ю.И. Дерябин, Е.И. Стерин.
Более тысячи студентов и преподавателей института сражались на фронтах Великой Отечественной войны, внесли достойный вклад в дело освобождения Родины от фашистских захватчиков, 65 нивитовцев погибли в боях.

В военные годы продолжалась работа коллектива института:
- шло обучение слушателей в лабораториях, конструкторских бюро и цехах; срок обучения сокращен с 6 до 3,5 лет;
- состоялся первый военный выпуск специалистов – инженерами стали 175 нивитовцев;
- активно действовал комитет «Ученые – фронту» во главе с доцентом С.В. Амелиным;
- 1400 слушателей участвовали в уборке урожая, в сооружении понтонного моста;
- институт передал эвакуированному приборостроительному заводу учебный корпус, два общежития, гараж, клуб;
- слушатели первых трех курсов были мобилизованы для работы на оборонном заводе, лесозаготовках, погрузке в речном порту 
- было собрано по займам, в фонд обороны и на подарки фронтовикам более 3 млн.руб.; на постройку самолета «Нивитовец» - 245 тыс. руб.

В течение 20 лет НИВИТ являлся единственным в стране железнодорожным вузом, готовившим военных специалистов транспорта. НИВИТ вёл подготовку военных инженеров по пяти специальностям: «Постройка и изыскание железных дорог»; «Ремонт и содержание пути»; «Искусственные сооружения»; «Здания»; «Водоснабжение».

В 1953 г. НИВИТ был преобразован в Новосибирский институт инженеров железнодорожного транспорта (НИИЖТ). Это имя институт носил 40 лет. За это время он превратился в крупный учебно-образовательный центр России со своей историей и традициями.

В 1957 году открыт факультет «Промышленное и гражданское строительство».

НИИЖТ продолжил лучшие традиции НИВИТа: оборонно-спортивные эстафеты, агитпоезда по железным дорогам России (Западно-Сибирской, Красноярской, Восточно-Сибирской, Забайкальской, Южно-Уральской, Алма-атинской…), творческие связи с ведущими транспортными и строительными организациями и учебными заведениями.

В 1993 году институту был присвоен статус академии (Сибирская государственная академия путей сообщения – СГАПС), в 1997 году – университета (Сибирский государственный университет путей сообщения – СГУПС).

В числе выпускников:

  • министры путей сообщения Н.Е. Аксененко, В.И. Старостенко
  • министр по делам СНГ, губернатор Кузбасса А.Г.Тулеев
  • первые заместители министра путей сообщения Ф.И. Шулешко, В.Н. Гинько, А.В. Целько
  • первый заместитель министра иностранных дел СССР В.Ф. Мальцев;
  • заместители министра путей сообщения В.П. Калиничев, А.П. Кулаков, В.Т. Семенов
  • заместитель министра транспортного строительства К.В. Мохортов, В.И. Минькин, П.А. Панфилов
  • Генеральный секретарь Совета Экономической Взаимопомощи Н.В. Фадеев
  • председатель ЦК Российского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей Н.А. Никифоров
  • заместитель руководителя Федерального агентства железнодорожного транспорта К.П. Шенфельд
  • начальник департамента финансов ОАО «РЖД» О.Э. Гнедкова
  • вице- президент ОАО «РЖД» В.А. Гапанович

25 выпускников университета возглавляли и возглавляют железные дороги СССР и России от Приволжской до Сахалинской, от Северной до Алма-Атинской.

Вуз стал настоящей кузницей инженерных кадров не только для сибирского региона, но и для всей страны.

С 1 января 2007 года СГУПС преобразован в университетский комплекс - один из крупнейших образовательных комплексов в Сибири.

- В 2007 году университет стал лауреатом III Национальной общественной премии транспортной отрасли «Золотая колесница», победив в номинации «Лидер транспортной науки и образования России».

- В октябре 2008 года в стенах вуза под председательством главы правительства В.В. Путина прошло совещание, на котором была принята «Стратегия развития транспорта РФ до 2030 года».

За годы своего существования вуз подготовил около 60000 специалистов.

В 2017 году вузу исполнилось 85 лет. К 85-летию состоялось открытие выставочного вагона в поезде - музее метрополитена Новосибирска, лабораторно-технического и научно-исследовательского центра СГУПСа «Неразрушающий контроль».

В вузе развиты современные мощные базы: учебно-лабораторная, научно-производственная, социально-культурная. За последние годы создано новых или модернизировано более 100 лабораторий и аудиторий.

Источник: https://www.stu.ru/about/index.php?page=22

Для просмотра вам необходимо зарегистрироваться