Маяк Стирсудден [VI/2476]
Описание окружающей местности
Маяк Стирсудден (Stirsudd).
Высота маяка от основания - 28 метров.
Высота огня маяка от уровня моря – 47 метров.
Дальность видимости огня маяка – 21 морская миля.
Маяк находится у поселка Озерки (Сейвястё Seivasto), справа от шоссе (если ехать из Питера) на горке.
Свет маяка темными ночами помогает мореплавателям выбрать правильный путь.
В 1872 г. по приказу адмирала флота великого князя Константина на Сейвястовском мысу (по-шведски Styrsundsudde = Стирсудден) был построен маяк. До его появления возле Сейвясто тонуло много судов, ведомых в те времена лишь по мореходным вехам, так как в этом районе у берега много мелей, и плавание здесь было опасным. Строили маяк эстонские рабочие, даже кирпич привозили из Таллинна. Начальником маяка был назначен Отто Вильгельм фон Люде. После смерти последнего должность унаследовал его зять, эстонец Петер Марьяк. С 1914 г. начальником маяка стал Трофимов, но в 1918 г. его место занял морской капитан Эмиль Виркки, который прослужил на маяке вплоть до начала Зимней войны.
В годы самодержавия на нем скрывался дедушка Ленин.
Посреди здания маяка возвышалась башня, на верхнюю площадку которой вела винтовая лестница. Почти до конца 1931 г. источником света служила большая керосиновая лампа, вокруг которой были установлены специальные хрустальные призмы, отражающие тусклый свет лампы и направляющие его вдаль. Стоимость этих устройств на момент ввода маяка в эксплуатацию была очень высока - 18 тысяч рублей золотом. Трое вахтенных сменяли друг друга во время ночного дежурства, следя за тем, чтобы лампа не погасла.
Когда керосиновую лампу заменили электрическим светильником, то режим работы маяка стал мигающим: 5 секунд света - 2 сек. темноты, снова 5 сек. света и 8 сек. темноты. Если электричество отключалось, то маяк продолжал работать в аварийном режиме с помощью газового фонаря. Новая осветительная система стоимостью 48 000 марок изготовленная на заводе Аган обслуживалась одним человеком вместо 4-х. Рядом с маяком была установлена штормовая мачта, на которой вывешивались предупреждения рыбакам, особенно в случае подвижек и разрушения льда.
Во втором крыле здания маяка вплоть до роковой зимы 1939 г. размещалось небольшое подразделение береговой артиллерии или школа морских унтер-офицеров. Для подразделений морского (берегового) шюцкора там же устраивались курсы по морскому наблюдению и противовоздушной обороне. В башне маяка также находилась и гидрометеостанция.
В 1919 году близ маяка подорвался на мине английский военный корабль. Команду успели спасти, но 9 моряков были извлечены из воды уже мертвыми. Их похоронили около маяка в парке Ракитина. Жена смотрителя Лидия Виркки заботливо ухаживала за этими могилами вплоть до зимы 1939 г. Однако, в послевоенные годы могилы эти были осквернены и разрушены. Несколько лет тому назад местный краевед из поселка Красная Долина передал найденные им фрагменты старых надгробий родственникам моряков.
Маяк неоднократно разрушался, но отстраивался заново вновь и вновь.
Информацию почерпнули здесь: http://kannas.nm.ru/vyborg_district3.htm
Есть при маяке и музей маячного оборудования. Но нас туда не пустили. Говорят, открывают его только для военных больших чинов.
Если будет время и желание – посмотрите (N 60° 13.071' E 29° 00.645' ) церковь Святителя Николая Чудотворца. Очень красивая и ухоженная. Её посвящен отдельный тайник "Церковь на холме" [VI/5462] http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=5462.







