Описание окружающей местности

Километрах в 20 южнее Великих Лук сразу за Ступинской высотой на берегу речки Рубежанки (Рубежницы) находится Сеньково. Место это историческое. В 17-м веке здесь располагалась одна из крупнейших российских таможен на границе с польско-литовским государством Речью Посполитой. А в июле 1812 года в Сенькове был подписан международный договор между Россией и Испанией о совместной борьбе с наполеоновской Францией.

В «Дипломатическом словаре» и в «Энциклопедическом словаре» Брокгауза-Эфрона про это событие говорится так: «Русско-испанский договор 1812 года о союзе против Франции был подписан 8(20).07. в Великих Луках канцлером Н. П. Румянцевым и уполномоченным испанских кортесов Зеа Бермудезом... Последствием русско-испанского договора было согласование военных действий обеих стран в борьбе с Наполеоном, что затруднило в критические моменты войны 1812 года и кампании 1813 года переброску французских войск из Испании...».

Но причем здесь Сеньково, если в приведенном тексте названы Великие Луки? Вот цитата из книг двух великолукских историков 19-го века: М. И. Семевского «Историко-этнографические записки о Великих Луках и Великолукском уезде». (СПБ. 1857.) и А. А. Редика «Город Великие Луки Псковской губернии. Исторические заметки». (Великие Луки. 1887.) «В истории Отечественной войны Луки Великие известны тем, что здесь был заключен союз России и Испании против Наполеона. 8 июля 1812 года близ города Великие Луки на станции Сеньково трактат был подписан с нашей стороны Государственным канцлером графом Румянцевым, а со стороны испанского короля Фердинанда Седьмого доном Франциско де-Зеа-Бермудеза».

Сохранившиеся источники, в том числе письма графа Н. П. Румянцева, свидетельствуют, что подписан договор был на почтовой станции в Сенькове, а дальнейшие российско-испанские переговоры проходили уже в Великих Луках. (...)

Договор включал в себя несколько статей. Провозглашались дружба, согласие и союз между Россией и Испанией, твердое намерение обеих стран вести мужественную войну против императора французов - их общего врага. Обе стороны обязались оказывать друг другу взаимную помощь. Россия юридически признавала кортесы в Испании и принятую ими конституцию. Были восстановлены и коммерческие связи между двумя государствами.

Дальнейший ход борьбы с Наполеоном хорошо известен. Французские войска «завязли» в Испании вплоть до крушения наполеоновской империи. А русская армия, уничтожив вражеское нашествие в 1812 году и совершив заграничный поход 1813-1814 годов, закончила войну в Париже.

А маленькая почтовая станция Сеньково (по статистическим данным второй половины 19-го века в Сенькове проживали всего 1 мужчина и 1 женщина, очевидно, станционный смотритель с женой) продолжала выполнять свои функции. Во время Великой Отечественной войны здесь шли жесточайшие бои. В 20-м веке на месте почтовой станции были постоялый двор, придорожный трактир, столовая для проезжающих, чайная, остановка автобусов. В 1970-х годах, после спрямления части Невельского шоссе, Сеньково оказалось в стороне и впоследствии превратилось в урочище. Только в последнее десятилетие здесь началось дачное строительство. Название этого места отражено и в великолукской топонимике - в нашем городе есть первый и второй Сеньковские переезды.

(Из статьи великолукского краеведа В.Орлова 2012 г.)

В XVIII – начале XIX века через Великие Луки (и, соответственно, Сеньково) проходила главная дорога, связывающая столичный Санкт-Петербург с «полуночными» землями. Именно по ней проехала императрица Екатерина II в «приобретённую» к тому времени Тавриду – Крым. Здесь же в 1820 году провезли в Южную ссылку А.С.Пушкина.  Сколько всего здесь побывало исторических личностей – не сосчитать.

Несчётное число раз через Сеньково проезжал и я. ;-) Начиная с года эдак 1972-го. Тогда Невельское шоссе ещё не «прогрызло» Ступинскую высоту, и здесь была развилка дорог, обе были с автобусным сообщением – основная шла направо на Невель, налево же уходил большак на Поречье – Урицкое – Сафроново. Собственно, по этому большаку я и ездил с родителями на дачу под Урицким. Остановка тогда ещё была, монументально-кирпичная. На развилке стоял памятник – солдат с собакой. Или пограничник? В 1970-е годы, со спрямлением Невельского шоссе, движение поубавилось, а после постройки в 1980-х годах нового участка дороги на Поречье, после Мартьяново, движение практически прекратилось. В 2000 году можно было ещё проехать на велосипеде – именно здесь проходил мой веломаршрут «По пути из варяг в греки», от Великих Лук до Киева. А вот в 2018 проезд сюда остался лишь со стороны мемориала на Ступинской высоте, дальше велосипед надо было вести через болото на месте старой дороги, а потом через канаву вдоль новой дороги на Поречье.

В 2013 году на месте бывшей почтовой станции поставили памятник в честь 200-летия подписания российско-испанского договора. Но он оказался памятником-однодневкой. К лету 2018 года каменные плиты, приклеенные на сборно-щитовую конструкцию, отклеились. Я застал плиту с текстом прислонённой к обелиску. К осени этой плиты уже не было. Хорошо, если её прибрали ответственные люди, чтобы вернуть на место. А если проходимцы, из соображений типа в «хозяйстве пригодится»? Неминуемо тогда пропадёт и памятник, как згинул упомянутый солдат с собакой. Тогда придётся это место исключить из числа достопримечательностей. Разве что останется постоять на мосту над речкой Рубежанкой, по которой когда-то проходила граница с Речью Посполитой. Если, конечно, он сохранится...

Для просмотра вам необходимо зарегистрироваться