Меланхолия Харухи Судзумии [LT/23935]
Описание окружающей местности
Харухи Судзумия — имя героини ранобэ, которое объединяет ряд посвящённых ей художественных произведений различного формата. Первоначальными произведениями является серия книг популярного в Японии формата «лайт-новел». Книги выходили по одной под разными названиями вида «Suzumiya Haruhi no…», то есть, буквально: «что-либо Харухи Судзумии». Автор сюжета — Нагару Танигава, иллюстраций — Ито Нойдзи. До выхода в виде отдельного издания ранобэ о Харухи Судзумии публиковались в журнале «The Sneaker» издательства «Kadokawa Shoten», которое отвечает за публикацию и ряда манга-адаптаций.
На основе ранобэ вышли манга и аниме-адаптации. С 5 июля 2006 года на сайте компании «Lantis» выходят передачи интернет-радио с участием сэйю трёх главных героинь аниме. Передачи называются «Радзиобангуми», то есть «Радиопередача».
Премьерный показ 14-серийного аниме-телесериала производства Kyoto Animation под названием «Меланхолия Харухи Судзумии» прошёл на телевидении Японии в 2006 году. Аниме охватывает первую и третью книги, а также фрагменты второй, пятой и шестой. Компанией «Реанимедиа» приобретена лицензия на данную аниме-адаптацию на территории России, Белоруссии, Украины, Казахстана и стран Балтии. DVD-издание с русским дубляжом поступило в продажу в середине лета 2008 года. 27 сентября 2010 года было объявлено о лицензировании второго сезона сериала и аниме-фильма «Исчезновение Харухи Судзумии».
Публикация десятой книги неоднократно откладывалась. Премьерная трансляция второго сезона главной аниме-адаптации прошла в 2009 году в Японии — в рамках показа как старых, так и новых серий в хронологическом порядке разворачивающихся в них событий (первая из новых серий показана 22 мая (по московскому времени — 21 мая) 2009). Появление новых серий в эфире произошло без официальных объявлений и анонсов. Телепоказ первоначально был заявлен как простой повтор первого и единственного сезона.
26 апреля 2013 года в продажу поступил артбук Ито Нойдзи «Сто цветов Харухи» с рассказом «Случайные числа». В выпущенном 31 октября 2018 года журнале «The Sneaker LEGEND» был опубликован рассказ «Овертайм семи тайн»
Награды
Аниме о Харухи Судзумии выиграло премию Animation Kobe в 2006 году, в 2010 году этой же премии в номинации «Theatrical Film Award» удостоился фильм The Disappearance of Haruhi Suzumiya. Наравне с Code Geass и Death Note оно было названо одним из лучших сериалов на ежегодной церемонии Tokyo Anime Awards, прошедшей в 2007 году. Ая Хирано, которая озвучила Харухи, победила в номинации «Лучшая актриса озвучивания». Она же одержала победу на вручении премии Seiyu Awards как «Лучшая актриса главной роли» в 2007 году. Ответвления The Melancholy of Haruhi-chan Suzumiya и Nyorōn Churuya-san были удостоены награды Network award на 14-й церемонии Animation Kobe. Резонанс среди поклонников сериала вызвала арка «Endless Eight», где на протяжении восьми серий повторяется один и тот же сюжет; данные серии вызвали недоумение и даже раздражение. Хотя все эти серии не являются простым повторением; в них постоянно меняются различные детали: одежда персонажей, места, занимаемые ими в кафе и т. д., отчасти даже графические образы персонажей.
На ICv2 отмечалось, что истории о Харухи Судзумии снискали популярность как в Японии, так и по всему миру; аналогичное мнение высказал и Крис Беверидж на сайте Mania.com. На книги и аниме приобретены лицензии для распространения в других странах. Существует много продукции для поклонников (брелоки, плюшевые игрушки, статуэтки, футболки). На персонажей обращают внимание и известные в Японии и в других странах косплееры. Ряд героев пародийных манги и аниме «Lucky Star» изображён фанатами Харухи.
Отзывы и критика
Критиками ANN было написано несколько рецензий на аниме-сериал. Терон Мартин писал, что среди всех странностей сериала особенно выделяются центральные персонажи. В качестве плюсов им были отмечены гладкая и детализованная анимация и ненавязчивый саундтрек. В конце обзора он отметил, что многие аспекты аниме могут вызвать дискуссии; сериал, по мнению рецензента, предназначен преимущественно для отаку и новоиспечёнными поклонниками аниме может быть не принят. Люк Керролл посчитал, что очарование данного сериала исходит от эксцентричной натуры и поступков Харухи. В сравнении с другими аниме-сериалами The Melancholy of Suzumiya был назван одним из лучших — «с хорошим юмором и красивым рисунком». На юмор сериала обратил внимание также и Карл Кимлинджер; по его мнению, комментарии Кёна играют главную роль в нём.
Обозреватель журнала Newtype USA Крис Джонстон отмечал, что уникальность аниме, отличающая его от обычной школьной комедии, состоит в безупречном стиле и необычном формате сериала, когда знакомые архетипы персонажей поставлены в нестандартные ситуации. По мнению рецензента, зрителю обязательно нужно посмотреть аниме, чтобы понять половину всех шуток данного жанра, которые будут наличествовать в ближайшие годы.
Обозреватель THEM Anime Карлос Росс посчитал первую серию «самым странным началом», которое он когда-либо видел. Нестандартный порядок показа серий, по мнению рецензента, способен запутать зрительскую аудиторию. В целом позитивно оценив сериал, обозреватель подытожил, что «Меланхолию Харухи Судзумии», которая «способна избавить от скуки даже самых унылых поклонников», можно назвать как угодно, но только не меланхолией.
Согласно рецензии журнала Мир фантастики, аниме может на первый взгляд показаться обычной школьной комедией с примесью мистики, однако оно содержит в себе множественные нестыковки, препятствующие окончательному пониманию сюжета, который каждый зритель в итоге воспримет по-своему. Рецензент отмечал отличия между книгами и аниме, сюжет которого значительно упрощён и не содержит ответов на многие возникающие вопросы.
В обзоре онлайн-журнала АниМаг также фигурирует мысль о том, что на первый взгляд аниме ничего особого из себя не представляет — обыкновенную школу посещают обыкновенные люди. По мнению обозревателя, сериал является попыткой угодить всем. Также в рецензии отмечалось, что аниме похоже на пазл, собрать который можно только один раз, после чего интерес к нему пропадает.
Культурное влияние
Аниме-сериал стал подобием интернет-мема в Японии, Азии и англоязычных странах. Существует более 2000 любительских клипов и пародий, размещенных фанатами на таких сайтах, как YouTube и Nico Nico Douga. Популярность данных клипов вынудила общество JASRAC, занимающееся защитой авторских прав, запросить удаление клипов с сервиса YouTube на основании того, что они нарушают авторские права. Популярность серии также привела к возникновению термина «харухизм».
Харухи, Юки и Микуру (озвученные Аей Хирано, Минори Тихарой и Юки Гото) в марте 2010 года появились на телепередаче Lotte Acuo Gum, в которой также принимал участие актёр Тома Икута. Профили трёх персонажей затем были размещены на официальном сайте Acuo.
Оригинальный сюжет
Согласно сюжету, за три года до основных событий ранобэ произошло некое событие, ставшее объектом внимания ряда организаций. Каждая организация имеет свою собственную версию о том, что именно произошло. Однако все они сходятся в том, что причиной происшествия стала некая Харухи Судзумия, не интересующаяся обычными людьми и одержимая идеей поиска всего паранормального. При этом, по общему мнению, своих собственных необычных способностей она не осознает.
Повествование идет от имени главного персонажа Кёна, в прошлом мечтавшего столкнуться с чем-то необычным, но выступать при этом героем второго плана. В начале событий ранобэ Судзумия поступает в одну с Кёном старшую школу и сразу же объявляет, что интересуется только экстрансенсами, пришельцами из космоса и параллельных миров, а также путешественниками во времени. С подачи Кёна она организует собственный кружок SOS, призванный разыскивать и исследовать любые необычные явления. Помимо себя и Кёна девушка вписывает в члены кружка Нагато Юки, Асахину Микуру и Коидзуми Ицуки. Вскоре все три новых члена SOS раскрывают Кёну, что являются представителями трех организаций, тайно наблюдающих за Судзумией. Нагато является агентом пришельцев из космоса, представляющих собой информационные формы жизни. С их точки зрения, Судзумия стала причиной «информационного взрыва» и является ценным объектом для исследований, способным дать информацию для дальнейшей эволюции. Асахина представляет путешественников во времени, полагающих, что Судзумия стала причиной «времятресения», и неспособных пройти в прошлое дальше чем на три года до основных событий. Наконец, Коидзуми представляет экстрасенсов, считающих Судзумию богом, три года назад сотворившим мир и наделившим их паранормальными способностями. Позднее к SOS временно присоединяется Ясуми Ватахаси, которая в итоге оказывается альтер-эго Судзумии.
По мере развития сюжета Кён сталкивается с рядом паранормальных явлений, а также оказывается втянут в разборки между организациями, стремящимися использовать его для влияния на Судзумию. В разрешении возникших проблем ему помогают остальные члены SOS. Несмотря на происходящее рядом с SOS, Судзумия никогда не замечает, что разыскиваемые ею чудеса происходят рядом с ней, а все приключения достаются Кёну.






