Паровоз, пущенный в стену [VI/23826]
Описание окружающей местности
В Таганроге, на площади Январского Восстания, стоит паровоз, который посвящён Январскому Восстанию))) Это памятник железнодорожникам, принимавшим участие в разгроме белогвардейцев.
По официальной версии: "В январе 1918 года красноармейцы выбивали из укрепленного здания вокзала белогвардейцев. Революционно настроенные железнодорожники, разогнав паровоз Юп-4504 с двумя вагонами, наполненными горючими материалами, направили его на вокзал. Пробив тупиковую призму и стену здания, паровоз влетел внутрь вокзала и взорвался. В появившийся проем в здание ворвались красноармейцы, и сопротивление белых было подавлено. Вскоре в Таганроге установилась советская власть."
По факту: "30 января 1918 г. последним опорным пунктом белых остался вокзал. Со второго этажа подступы хорошо простреливались и красные не могли выбить белогвардейцев из здания. Военно-революционный комитет принял решение ударить по зданию всей мощью груженого состава.
Машинист дежурного паровоза Таганрогского Металлургического Завода Аким Картамышев и кочегар Донченко привели паровоз с присоединенным к нему вагоном с дровами и цистерной с нефтью, направив его на всем ходу на здание вокзала."
В то время со стороны путей к зданию вокзала был пристроен навес. Пробив баррикады из полувагонов канадского производства и тупиковую призму, паровоз застрял под этим навесом, но не взорвался. Тем не менее, белые покинули вокзал. На сохранившемся фото видно, что это паровоз серии Б, а не Юп. Теперь понятно, почему на здании нет следов пролома.
Скорее всего, версия о "дежурном паровозе ТМЗ" также несостоятельна, т.к. трудно представить себе пассажирскую машину серии Б выпуска 1909-10 гг., работающую на ППЖТ металлургического завода.
Паровозы обоих серий и Б и Юп работали на Екатериниской дороге. Непонятно, чем руководствовались авторы памятника в 1976 г, переименовывая машину серии Эг в Юп, а не Б. Конфуз и в том, что в 1918 г. серия Юп уже как 6 лет ходила переименованная в серию Щ.
.
Серия Юп (1-4-0, компаунд, товарный, "нормальный тип 1905 г.") - с 1912 года переименована в Щ. Паровоз Юп-4504 был выпущен Путиловским заводом в 1907 в партии из 32 шт для Екатериниской ж.д.
Серия Б (2-3-0, пассажирский) . На Екатериниской ж.д. работали Б9 — Б27, Б29 — Б34, Б41 — Б51.
1 ноября 1976 г. в качестве памятника-монумента погибшим железнодорожникам был установлен паровоз Эг.5504 (0-5-0), так как не сохранилось ни единого экземпляра паровоза серии Юп. Этот паровоз выпущен Берлинским заводом BMAG (бывш. Шварцкопф) в 1921 или 1922 г.
trainpix.org/vehicle/44712/
parovoz.com/history/existing/index.php?ID=302
www.parovoz.com/newgallery/?SHOW_ALL=1&LNG=RU&DESCR=450...
okn-mk.mkrf.ru/cultureObjects/viewMaps/210848
techmonuments.livejournal.com/323378.html
tagmet-history.tmk-group.ru/index.php/k/407-kartamyshev...
pastvu.com/p/957619
www.zeuke.ru/book/part4.html