Церковь Николая Чудотворца в с.Суровка [TR/23684]
Описание окружающей местности
В 1903 году в Суровке насчитывалось 197 дворов и 1203 жителя. Помещицей в Суровке числилась симбирская мещанка Любовь Кузьминична Перцович. В селе были развиты шерстобитный и портняжный промыслы. Портные (швецы) – более 60 человек – занимались портняжеством, переходя из села в село, с осени до весны; шерстобиты же уходили на свой промысел далеко за Волгу. В 1913 году в этом русском селе было 240 дворов, 1460 жителей, церковь, школа, паровая мельница, картофелетерочный завод. В 1996 году в селе проживало 170 человек, преимущественно русские. По одним сведениям, каменная церковь в селе была построена в 1819 году графом Шереметьевым, а по другим данным – в 1820 году на средства прихожан. Главный престол был освящён во имя Святителя и чудотворца Николая.
Закрытая в период богоборчества, церковь сейчас пустует и разрушается. Церковь выстроена по радиционной схеме – «кораблём»: по оси запад–восток располагались храм с примыкающей с востока апсидой, трапезная и колокольня. Колокольня и апсида не сохранились.
Бесстолпный четверик основания храма несет массивную световую ротонду с восемью круглыми окнами, покрытую полусферическим куполом с люкарнами по сторонам света. Купол увенчан кубическим постаментом, стоявшим в основании несохранившихся главки с крестом. Окна верхнего света храма полуциркульные. В прямоугольные нижние окна храма и трапезной вставлены железные решётки. Двери южного и северного фасадов храма окованы железом. Массивный кованый храмовый крест упална землю в 1990 годы и был впоследствии утрачен. Упавшая смятая главка сохранилась на куполе храма. Невысокая трапезная перекрыта полуразрушенным коробовым сводом. Северный и южный фасады храма были оформлены четырёхколонными портиками тосканского ордера с развитыми фронтонами (полуразрушены). Северный и южный входы фланкированы пилястрами. Верх четверика фасада храма и светового барабана украшает профильный карниз с модульонами. Углы храма декорированы рустованными лопатками. Храм был оштукатурен и побелен. Капители, карнизы в углах здания и часть модульонов сделаны из белого известняка. Оконные и входные проёмы храма, трапезной и колокольни прямоугольные. Над проёмами храма устроены полуциркульные окна. Световой барабан прорезан восемью круглыми оконными проёмами с радиальными рамами. Купол храма по сторонам света прорезан полукруглыми люкарнами по сторонам света. Высокое пространство храма перекрыто купольным сводом. Переходот четверика к восьмерику осуществлён посредством парусов. С алтарём храм сообщался через три арочных проёма, а с трапезной через один широкий арочный проём. Трапезная была перекрыта полулотковым сводом (полуразрушен). Внутри церкви стены были оштукатурены и окрашены синей краской. В восточной части храма сохранились остатки иконостаса. Переход от ротонды к куполу акцентирован тянутым карнизом. Окна второго света по периметру украшены многоцветным геометрическим орнаментом.
На стенах храма сохранились росписи: «Покрова Пресвятой Богородицы» на арке прохода из храма в трапезную, «Спас нерукотворный» в храме над проходом в трапезную, «Серафим Саровский» на северной
стороне арочного прохода в трапезную и «Святитель Иоасаф, епископ Белгородский» на южной стороне арочного прохода в трапезную. На парусах храма имелись изображения четырёх Евангелистов в прямоугольных рамах, к настоящему времени практически угасшие.







