Описание окружающей местности

Это место тесно связано и является логическим продолжением тайника Секретный Каргополь-2. В 1988 году здесь начали свои работы военные строители, начавшие расчищать от леса огромную стройплощадку. Население городка Каргополь-2 достигло 3000 человек. Военнослужащие переоделись в черную морскую форму — ВВС передал объект морской авиации. Началось расширение военного городка, строительство третьего городка — для батальона аэродромного обслуживания, и взлетно-посадочной полосы длиной 4000 метров. На аэродроме должны были базироваться бомбардировщики Ту-22 М3.

Ту-22 М3 предназначался для уничтожения авианосцев США ракетами Х-22. Сверхзвуковая крылатая ракета Х-22 «Буря» комплектовалась как фугасно-кумулятивной боевой частью массой 960 кг, так и термоядерной — 350—1000 кг. С фугасно-кумулятивной боевой частью ракета делала в борту корабля пробоину площадью 22 м² и глубиной до 12 м. С 1978 года построено 268 Ту-22М3. Максимальная скорость самолета 2300 км/ч. Практический потолок: 13 300 м. Дальность полёта: 6800 км. Боевой радиус на сверхзвуковой скорости: 1500—1850 км. Длина разбега: 2000—2100 м. Длина пробега: 1200—1300 м.

В ноябре 1988 году успешно прошли испытания космического комплекса «Буран». С тех пор пошли слухи, что полосу строят для космического челнока. Правда, офицеры, служившие в 1988 и позже, клянутся и божатся, что ни в каких документах «Буран» не упоминался. Что, впрочем, не значит ничего — и они не врут, и аэродром мог не исключать двойного назначения.

Связь «Бурана» с Каргополем — 2 можно установить по косвенным признакам. Во-первых, о запасных аэродромах для «Бурана» упоминал Магомед Толбоев, член отряда космонавтов-испытателей программы «Буран»: «Кроме аэродрома «Юбилейный» были подготовлены еще два запасных аэродрома для посадки «Бурана»: в Симферополе, в Крыму и в Хороле, в Приморском крае. На случай вынужденной посадки были также усилены ВПП еще на четырнадцати аэродромах, в том числе на Кубе, в Анголе и в Ливии. На все эти аэродромы по трассе мы летали на самолете Ту-154, который был оборудован под летающую лабораторию и имитировал «Буран».

Толбоев не называет эти 14 аэродромов, и Каргополя-2 в этом списке быть не должно — он только строился. Но их число должно было расти и дальше. Кстати, на Хороле, как планировалось и в Каргополе-2, базировались морские бомбардировщики Ту-95.

Второе — сравнение технических характеристик Ту-22М3, «Бурана» и аэродрома Каргополь-2. Разбег Ту-22М — 2100 метров, пробег (при посадке) еще меньше — 1300 метров. Длина полосы «Каргополь-2» — 4000 метров. Длина пробега «Бурана» — около 4000 метров. На запасном аэродроме «Бурана» в Хороле длина полосы — 3700 метров. Понятно, что огромные траты на лишние 1−1,5 километра полосы не случайны. Скорее всего, полоса использовалась бы Ту-22, а в случае широкого развертывания в США программы «Спейс Шаттл» и ответной — в СССР, «Бураны» «засветились» бы в Каргополе-2 официально.

С. А. Баранов, служивший в в/ч писал: «Первое время… была полная неразбериха: числишься на одной должности — работаешь на другой. А вот у строителей сразу всё было понятно, народ принимался на работу: водители, крановщики, каменщики и др. специальности. Они начали с размахом большое строительство: рядом с перевалочной базой ставятся два цементных завода, между автопарком и РММ ставятся склады и ангары, стоянки под строительную технику, от перекрёстка на выезде из городка прокладывается бетонная дорога, уходящая далеко на юг, к месту строительства аэродрома и «второго» городка».

«Буран» был переносом гонки вооружений в космос, оснащать его планировалось лазерным (комплекс «Скиф») и ракетным (комплекс «Каскад») оружием. Чтобы поражать наземные цели, в грузовой отсек «Бурана» планировали разместить установку, «выстреливающую» планирующими ядерными модулями-бомбами. Пять таких бомб могли стереть всё живое с поверхности Земли в полосе шириной до 3000 км.

Под «Буран» разрабатывались и высокоточные ракеты «Болид» в ядерном исполнении: они должны были атаковать бункеры и подземные базы, поэтому их бетонобойная боевая часть могла проникать на глубину до 30 м.

Еще один вариант предусматривал размещение на борту «Бурана» орбитальных головных частей ракеты «Р-36». Блоки должны были выводиться на низкие орбиты ожидания высотой 150−180 км, чем обеспечивалась высокая точность попадания в цель .

Не СССР был инициатором космической гонки вооружений. Еще в 1972 году президент США Р. Никсон подписал программу «Спейс Шаттл». Остановить американцев можно было только более мощным ответом, и «Буран» им был. Как и многие передовые системы вооружений, космический челнок «похоронил» М. С. Горбачев. Главный конструктор ракеты «Энергия» Борис Иванович Губанов вспоминал: «Михаил Сергеевич остановился, ожидая, когда подойдет основная группа, и, глядя на «Буран» (композиция ракеты и корабля пока называлась одним именем), сказал: «Ну… видимо, кораблю мы навряд ли найдем применение… Но ракета, мне кажется, найдет свое место…» Молчание. Откровение вслух звучало как приговор. Не думаю, что эти фразы родились у него лично и только что. Остальные «молчавшие» не возражали. Значит, они продолжали начатый не сейчас разговор». В 1990 году работы по программе «Энергия — Буран» были приостановлены, а в мае 1993 года программа окончательно закрыта. Как показывает практика, взаимное разоружение не значит, что США и НАТО будут выполнять договоренности — как это произошло с продвижением НАТО к границам СССР.

Третий этап в жизни Каргополя-2 начался в 1992 году, когда стройку законсервировали, инженерный полк расформировали, будущего не стало. В 1995 году и морская авиация отсюда ушла. У кого-то началось умирание, у кого-то — борьба за выживание.

Источник: https://regnum.ru/news/society/2560568.html

Для просмотра вам необходимо зарегистрироваться