Царское место [TR/2358]
Описание окружающей местности
Мы на пограничной стене, которая по протяженности ничуть не уступает Великой китайской. Ее строила природа. Мы на Уральском становом хребте, в самом "царском" месте Урала.
В 1909 году у подножия Александровской сопки велось масштабное строительство. Строилась одна из первых и самых мощных радиостанций Российской империи. Планировали разместить ее в черте города Златоуста на Косотуре или Уреньге, но местные власти заупрямились: дождя, мол, тогда не будет, все тучи радио притянет к себе. Смешно теперь, а ведь не пустили тогда строителей в город.
Обошлась та стройка в миллион с лишним рублей золотом, тем не менее вскоре оборудование разобрали и увезли в Царское Село. Оказалось, не может станция принимать радиосигналы: гора мешает. Сохранились кое-какие следы ее - фундамент, бетонные бункера, остатки стен.
Места здесь царские. И не в поэтическом смысле - в прямом. Не один император любовался этими красотами.
В 1825 году, во время своей последней поездки по стране, проследовал здесь Александр I. На перевале через Уральский хребет попросил остановиться - захотел полюбоваться одновременно европейской и азиатской частями своей империи. Она представилась ему отсюда застывшим морем. Но не в честь его названа Александровская сопка. Носит она имя его племянника Александра, будущего царя-освободителя. Он побывал в этих местах через 12 лет по велению отца своего Николая I: пусть посмотрит, чем ему владеть придется. Цесаревич был в молодых годах, потому проворным, и не поленился взобраться на вершину. Что ни говори, а во всей России Александровская сопка - единственная, кажется, "царская гора".
Вид с Александровской сопки поистине царский. Все горное сердце края (так поэтично иногда называют Златоустье) как на ладони.
"8 июня. Осмотр при восходе на гору". Не о том ли царском восхождении строка? Она из путевого дневника наставника и учителя цесаревича - великого русского поэта Василия Андреевича Жуковского, сопровождавшего наследника в его путешествии. Жуковский под присмотром отца-императора составлял маршрут поездки и следил за выполнением цесаревичем отеческих приказаний. Строг был папаша. Все предусмотрел: когда спать ложиться, когда вставать (в 4 часа утра).
К нашему сожалению, скуп на слова в дневнике был поэт. Беглый, дорожный дневник. Но простим ему этот изъян: Василий Андреевич с лихвой восполнил его своими рисунками. Был он прекрасным рисовальщиком и делал в пути карандашные наброски. 15 этюдов сделано на челябинском Урале. В них без труда узнаются наши места. Александровская сопка запечатлена дважды - с пометками: "Гора Урал за 5 верст, 7 июня" (на пути в Златоустовский завод) и "Гора Урал, утром 9 июня" (на пути из Златоустовского завода в Верхнеуральск). Заметим, вершина именована Уралом - Александровской сопкой она станет позднее.
Третьим из царствующих особ побывал в этих местах Николай II. Он напутствовал стоявшие в Златоусте Мокшанский и Черноярский полки, которые отправлялись на фронт. Шло лето 1904 года, на Дальнем Востоке полыхала война. Царский поезд стоял всю ночь на станции Уржумка: сюда его перегнали из Златоуста в целях безопасности.
Есть и еще одна особая страница в истории Александровской сопки. Талантливый скульптор Степан Эрьзя (Нефедов) после революции включился в создание Ленинианы. Замахнулся он на создание самого большого памятника вождю. Не из каменной глыбы, а из каменной горы. Жил он тогда в Екатеринбурге. Стал искать подходящий "материал". И нашел - Александровскую сопку. Вот что писал об этом Борис Полевой в книге "Эрьзя": "Естественная падь... напоминает узкий прищур ленинских глаз. Он зарисовывает гору... в ракурсах и мысленно уже планирует работы по изменению ее естественного облика, гигантские по своим масштабам работы..."
Замысел так и остался замыслом. После гражданской войны средств на воплощение грандиозного проекта не было. А потом, когда с разрухой было покончено, не стало скульптора - он уже жил в эмиграции в далекой Бразилии. (по материалам кники Э. Рахимова "Чебаркульский край"; интернет ресурс www.chelpress.ru ).




