Описание окружающей местности

Многие москвичи (и не только москвичи) отправлялись от причалов Химкинского водохранилища в путешествия на речных круизных лайнерах, или совершали однодневные поездки выходного дня в подмосковные зоны отдыха "Хвойный Бор" или "Бухта Радости", кому-то посчастливилось совершить легендарный круиз "Московская кругосветка", а кто-то просто катался по водохранилищу или Москве-реке на речных трамвайчиках, или банкетных теплоходах. При этом мало кто задумывался, что всё это стало возможным в результате реализации плана обводнения Москвы.

История свидетельствует: с 1920 г. до 1931 г. население Москвы увеличилось более чем в 3,5 раза: с 1 миллиона человек до 3,6 миллионов человек за 10 лет. Воды катастрофически не хватало, при этом Москва-река и Яуза были крайне загрязнены канализационными и сточными водами, фекальное загрязнение рек превышало все разумные пределы. Исправить ситуацию могло только обводнение рек волжской водой.

15 июня 1931 года пленуме ЦК ВКП(б) было принято решение о строительстве канала "Москва-Волга". Одновременно с проектированием трассы канала и цепочки водохранилищ разрабатывался план обводнения Москвы, вошедший в генеральный план реконструкции города 1935 - 1936 гг.

Планом предусматривалось:

  • Химкинское водохранилище;
  • Южный склон канала "Москва-Волга" (ныне "Канал имени Москвы");
  • Плотина в Тушино на Сходе и Сходненское водохранилище;
  • Канал "Хорошевское спрямление";
  • Канал "Карамышевское спрямление";
  • Плотина на Сетуни и Сетуньское водохранилище
  • Канал "Дорогомиловское спрямление";
  • Канал "Андреевское спрямление";
  • Канал Химкинское водохранилище - Яуза ("Северный канал");
  • 4 Шлюза на Яузе и Лихоборско-Яузское водохранилище;
  • Восточный судоходный канал от Клязьминского до Москвы-реки с 4 шлюзами;
  • Ичкинское водохранилище и водохранилище на реке Сосенке.

Зелёным цветом выделены реализованные проекты, синим цветом - частично реализованные, красным цветом - нереализованные.

Генеральным планом предусматривался вывод грузового флота за пределы центра Москвы и его пропуск по Восточному каналу (часть большого водного кольца), так же предусматривалось малое внутригородское кольцо, предназначенное для маломерных и прогулочных судов.

В силу ряда причин план обводнения Москвы был реализован не полностью. Сейчас уже трудно сказать - хорошо это было, или плохо.

Частично реализованный Северный канал существует до сих пор. Это Лихоборская обводнительная система, введённая в эксплуатацию в 1940 году. Система подпитывает волжской водой Яузу через Головинские пруды и, далее, реку Лихоборку; а так же через Большой Садовый пруд и реку Жабенку, впдающую в Лихоборку. Она начинается на берегу Химкинского водохранилища водозаборным узлом с обводнительным расходом воды 6 м3/с.

Источники информации:

Фальковский Н. И. История водоснабжения в России. — М.-Л.: Изд-во Министерства коммунального хозяйства РСФСР, 1947. — 309 с.

Нестерук Ф. Я. Водное строительство Москвы. — М., 1950.

Ордена Отечественной войны 1-й степени Восточная водопроводная станция. / Под редакцией А. Н. Смирнова, К. И. Тихонова, Е. С. Шалашовой. — М., 1993.

Восточный округ Москвы. Историко-культурное наследие. / Составитель А. В. Бугров. — М., ГУП «Редакция журнала „Московский журнал“. История государства Российского», 1999. — 360 с., ил. — ISBN 5-87126-003-9.

Район Восточный. 1933—2004. / Составитель И. Ю. Байкова. — М., 2004.


Сазонов И. П., Радецкий К. К., Могилевский Я. А., Логунов П. И., и др. Канал Москва-Волга. Водопроводные сооружения и санитария / Михальченко Г. С.. — Ленинград: Стройиздат, 1941. — 107 с. — 2000 экз.

Парзян Г. Москва-Волга канал // Наше строительство. — Москва, 1937. — Вып. 1. — С. 6-10.

Березинский А. Р. Технический отчёт о строительстве "Канала Москва-Волга". — Ленинград: Государственное Издательство Строительной Литературы, 1940. — С. 13-162. — 316 с.

Московский журнал. История государства российского. — 2012. — № 3. — С. 70.

Макаров О. Как напоили Москву // Популярная механика : журнал. — 2012. — Вып. 1. — № 111. — С. 82.

Андреев М. И., Карев В. М. Москва / Шмидт С. О. — Большая Российская энциклопедия, 1997. — С. 346. — 978 с. — ISBN 5-85270-277-3.

О генеральном плане реконструкции г. Москвы / Иванова А. — Москва: Партиздат ЦК ВКП(б), 1935. — С. 17. — 60 000 экз.

Виноградов В. А. Москва. 850 лет. — Москва: Московские учебники, 1997. — Т. 2. — С. 116.

Магнуссен В.П., Уманец Л.И. Окрестности Москвы. — Москва: Печатня А.И. Снегиревой, 1902. — С. 43.

Московская городская плановая комиссия и Московское городское управление народно-хозяйственного учёта. Москва в цифрах / Шавталова М. — Москва: Строительство Москвы, 1934. — 32 с. — 5200 экз.

Константин Михайлов. Москва, которую мы потеряли. — Эксмо, 2010. — С. 13. — (Москва. Путеводитель памяти). — ISBN 978-5-699-43721-4.

К. Карельских. Краткое описание московских городских водопроводов. — Москва, 1913. — С. 14. — 130 с.

Для просмотра вам необходимо зарегистрироваться