Описание окружающей местности

На правом высоком берегу Волги, в устье реки Кудьма, располагается село Кадницы - столица капитанов, лоцманов, бурлаков и родина силача, который мог за раз согнуть три подковы одной рукой.

За более чем  650 лет своего существования село сменило 9 названий: Селище Кадницы, город Кого-киги, тогда это было Марийское поселение, Кады, Кадниче село в XIV веке. В XVII-ом село называли Казницы, в Петровское время это была Кадницкая волость, и в веке XX-м это Ленинская слобода. 

Первое упоминание о селе найдено в письменных источниках середины 14 века, времени расцвета Великого Нижегородско-Суздальского княжества (1341 – 1392).

Есть две теории возникновения названия села.

Первая: от слова «казнь». В древних летописях поселение носит название «Казницы». Казницы, по преданиям, были укреплённой стоянкой булгар, а потом татар, которые взимали дань с подвластных им марийцев, мордвы. Предполагается, что здесь проводился торг по выкупу и обмену русских пленных. На месте древней церкви обнаружено древнее погребение. Считают, что это останки русских, не выдержавших тяжёлой доли пленников, а также казнённых при наступлении русских, продвинувшихся до устья реки Сундовик. От слова «казни» село «Казницы», а позднее «Кадницы», и получили своё название.

Вторая теория: слово Кадницы произошло от слова «кадники» или бондари, которые первыми поселились на этой территории.

Село имело важное стратегическое значение на Волге, контролировало и устье реки Кудьма.

Кадницы неоднократно выжигались во время набегов золотоордынцев, разорялись во время Смуты начала 17 века. Село постоянно то разрушалось, то отстраивалось. Только с конца 17 века наступили относительно спокойные для Кадниц времена.

К середине XVII века Кадницы разрослись настолько, что с Волги казались настоящим городом. В середине XVII века в селе насчитывалось 195 жилых дворов и в них 475 мужчин (около 1000 человек обоего пола/

В 18 веке Кадницы было крупным промысловым селом и славилось вышедшими из его земель корабелами-строителями, а также купцами-промышленниками. Такое крупное и богатое село нуждалось в грандиозном храме. В 1813 году нижегородский епископ дал разрешение на возведение нового каменного храма (старая церковь грозила падением). А в 1854 году над Кадницами возвышался Спасо-Преображенский храм с трехъярусной колокольней, ставшей "маяком" для всех проплывавших по Волге судов.

С появлением первых пароходов село Кадницы приобрели славу родины волжских капитанов, так как многие известные капитаны были родом из этого села.

К началу 20 века село Кадницы было крупным торгово-промысловым центром Нижегородского края, средоточием купцов-промышленников, судорабочих и лоцманов. Спасо-Преображенская церковь функционировала до 1938 года. Именно в этот год, по свидетельству местного жителя, проходило последнее крещение. Во время советской власти здание церкви и прилегающих построек использовалось для нужд сельского хозяйства.

Из всей богатой истории села хотелось бы более детально остановиться на следующих моментах: 

  1. знаменитые уроженцы села, а именно: 
    • зодчий XVII века  Павел Потехин, крепостной крестьянин, со своей артелью выстроивший в самых различных городах и весях России множество уникальных храмов и дворцов, часть которых сохранилась до наших дней.
    • великий русский борец, ученик Ивана Поддубного, победитель престижных международных соревнований, чемпион мира  Никандр (Николай) Вахтуров Этот силач мог за раз согнуть три подковы одной рукой. За невероятную силу его называли «медведем из Нижнего Новгорода».
    • контр-адмирал Владимир Напитухин и Герой Советского Союза, капитан 1-го ранга Александр Сутырин
    • самый известный уроженец села - изобретатель коноводного судна Михаил Сутырин
    Сутыринская коноводка

    ...1816 год. Весть о том, что на Волге появилась машина, которая избавляет бурлаков от непосильного труда, быстро облетела Поволжье. Это судно называли коноводкой. А изобрел ее кадницкий крепостной Михаил Сутырин. Суда, заменявшие труд бурлаков, в России появлялись и раньше, но распространения не нашли, видимо, из-за неудобства в применении, громоздкости и высокой стоимости.Коноводка, изобретенная Сутыриным, была оригинальной, практичной, простой в управлении. Патриот Волги смог не только разработать свою конструкцию судна, но и построить его. В условиях крепостничества это было тяжелым делом. Он смог добиться и того, что его изобретение было вскоре пущено в дело. Появление на Волге нового судна стало выдающимся для того времени событием.Что же собой представляло конно-машинное судно, и каков был принцип его работы? Это была деревянная баржа, сделанная из добротного леса. Днище и обшивка укреплены железными костылями. На середине судна располагался несложный механизм: по кругу диаметром в 12 метров устанавливались шесть столбов, они на три метра возвышались над палубой, а наверху скреплялись перекладинами, на которые настилали пол. В центре круга, выше перекладины и пола вертикально устанавливали вал, на него надевали деревянный шкив (ворот) диаметром до трех метров. К шкиву-вороту одним концом привязывали толстый канат, другой конец которого крепился к якорю. На метровой высоте от пола в вал врезалось 6-12 деревянных рычагов для впрягания лошадей. При судне было 3-4 лодки-«завозни». На них завозили вперед баржи якорь с канатом и бросали на дно реки. Судно подтягивали к якорю канатом, который наматывался на ворот вертикального вала, вращаемого лошадьми. Таким образом судно двигалось против течения. Конно-машинное судно прекрасно показало себя в работе. Изобретение нашего земляка значительно облегчило каторжный труд бурлаков.Но Сутырин так и остался крепостным. Впоследствии коноводки, изобретенные нашим земляком, ходили не только по Волге, но и по Каме, Соже, Днепру, Неве и другим рекам. Изобретение М. Сутырина было прогрессивным для XIX века и сыграло большую роль в развитии отечественного судостроения и судоходства.Благодарные кстовчане установили на высоком волжском берегу в Кадницах памятную стелу.

  2. В 1967 году в Кадницах был снят фильм «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж» режиссёра Андрея Кончаловского. На 36-й минуте показана Преображенская церковь. Сценарий фильма был написан начинающим сценаристом Юрием Клепиковым. Кончаловский изначально отказался от приглашения на главные роли известных актёров и решил снимать фильм в глубинке (село Кадницы Горьковской области). На главную роль была приглашена Ия Саввина, помимо неё в картине заняты только одна профессиональная актриса (Любовь Соколова) и режиссёр Александр Сурин. Все прочие роли сыграны непрофессионалами, главным образом жителями села.В фильме присутствуют полудокументальные кадры, в частности монологи сельских жителей с рассказами о своей жизни (на фронте, в лагерях и пр.). Их снимали двумя или тремя камерами, с синхронной записью звука.Фильм в 1967 году был показан под названием «Асино счастье», однако в широкий прокат не вышел и лёг на полку. В 1987 году состоялась его вторая премьера (после восстановления). В 1989 году режиссёр А. Кончаловский получил премию «Ника» за лучшую режиссёрскую работу (номинировались также оператор Г. Рерберг и актриса И. Саввина). В 1990 году создатели фильма (Ю. Клепиков, А. Кончаловский, Г. Рерберг, М. Ромадин и И. Саввина) были награждены Государственной премией РСФСР имени братьев Васильевых.

    Посмотрите фильм, сравните, как изменилось село и жизнь его жителей за 50 лет.

  3. Потрясающие виды на Волгу и заволжские дали, открывающиеся с обрывистого берега с откоса у Спасо-Преображенской церкви 

При описании были использованы материалы следующих сайтов:

http://kstovo.ru/content/printe/6

https://ru.wikipedia.org/wiki/Кадницы

http://nntv.tv/?id=127393

Для просмотра вам необходимо зарегистрироваться