Описание окружающей местности

Остров Сескар – один из Внешних островов Финского залива. Существует две версии происхождения названия Сескар. Согласно первой, название – финское, составленное из слов seitsen («семи») и kari («подводный камень, риф»). Согласно второй – шведское, состоящее из sjo («морской») и skar («скалистый островок»). Сескари, т.е. ближе к финскому названию, – так остров был подписан на картах 1940-х гг. Ударение, как и во всех названиях с финскими корнями, ставится на первый слог – Се́скар.

Как и другие Внешние острова, Сескар перешел к России по Ништадтскому мирному договору 1721 г. Острова долгое время использовали для навигации судов, для чего на них строили маяки.  Известно, что маяк на Сескаре действовал еще при шведском правлении (до 1700 года) и когда он стал российски, то был уже в очень ветхом состоянии. В 1732 г. у острова разбился пакетбот под командою мичмана Шепелёва, шедший из Кронштадта в Любек. Катастрофа произошла из-за ошибочности применявшихся тогда на флоте голландских карт и привела к их замене картами, сделанными Фёдором Соймоновым по данным Мартына Янцына. В 1755 г. островной маяк вновь подвергся ремонту.

В 1767 г. на Сескаре была построена новая кирха, одна из самых маленьких финских церквей: лежащий в её основании шестерик имел в поперечнике 9 м. В 1786 г. на острове был создан карантинный дом, содержавшийся за счёт таможенных доходов. С началом русско-шведской войны (1788—1790) на Сескаре организовали военно-морской лазарет, связь которого с действующим флотом осуществляло госпитальное судно «Холмогоры». После Гогландского сражения русский флот – за исключением повреждённых кораблей и пленённого «Принца Густава», которые ушли в Кронштадт, – укрылся у Сескара. В мае 1790 г. между Сескаром и Красной Горкой началось Красногорское сражение, длившееся 2 дня и закончившееся под Выборгом победой русской кронштадтской эскадры. Шведами командовал генерал‑адмирал Карл Зюдерманландский, русскими – вице‑адмирал Александр Круз. Вечером после первого дня сражения шведский флот чинился возле острова.

 В 1794 г. возле Сескара потерпело крушение и было выброшено на камни судно «Маргарита», шедшее с грузом леса из Кронштадта в Ревель. Все моряки были спасены жителями острова, за что последние получили премию в 100 руб. В 1807 г. на Сескаре построен новый маяк – двадцатиметровая кирпичная башня красного цвета с белым цоколем — по проекту Леонтия Спафарьева. В ноябре 1840 г. в пяти милях к юго-западу от острова затонуло британское торговое судно «Гуноп» с грузом индиго и сандалового дерева. Агенты Лондонского Ллойда не смогли получить помощь в подъёме груза на поверхность от начальника Кронштадтского порта, и в январе 1841 г. за это дело взялся кронштадтский купец Василий Недоносков. С помощью механизмов, им самим сконструированных, он поднял почти весь груз без привлечения водолазов и доставил его на подводах в Петербург. Для работ Недоносковым были наняты 350 местных жителей.

Маяк много раз строили, переносили и перестраивали (1725, 1727, 1755, 1807 и 1854 гг.), лишь после окончания Крымской войны Гидрографический департамент в конце 1856 г . заказал английскому заводчику Грисселю башню из артиллерийского чугуна для маяка Сескар. В 1857 г . ему же поручили изготовить фонарь и катоптрический аппарат системы Френеля.Чугунная башня и маячное оборудование были доставлены на остров 19 июля 1858 г . и, по окончании монтажа 23 сентября, маяк был освящен.Все работы были проведены английскими рабочими под руководством фирмы-изготовителя.Осень интересным был механизм по типу "Ходиков" для вращения фонаря.

Новая башня высотой 30 м над уровнем моря стала первой башней из чугуна, установленной на русских морях. Маяк светил постоянным белым огнём на расстояние до 12 миль . В последующие годы на нём неоднократно менялось световое оборудование и источники света, но башня сохранилась в неизменном виде по сей день.

Во время Первой мировой войны маяк не пострадал. В 1914–1920 годы он, как правило, включался только по приказанию командования Балтийского флота.

Во время Гражданской войны в 1919—1920 гг. возле Сескара находилась британская эскадра. В августе 1919 г. подводная лодка РККФ «Пантера» под командою Александра Бахтина потопила на рейде острова английский эсминец класса V «Виттория» (Vittoria), а в октябре того же года возле Сескара подорвался на мине однотипный первому эсминец «Веруланум» (Verulam). Оба потопленных корабля были переданы англичанами во владение Финляндии, но при осмотре в 1925 г. были признаны непригодными к починке. В 1920 г. Сескар перешёл по Тартускому мирному договору к Финляндии и был демилитаризован.

К 1939 г. регулярных войск на острове не было: только полиция, щюцкор, пограничники с несколькими пушками и пулемётами. Сескар представлял собою местный курорт с хорошо оборудованным пляжем на своей северной стороне, гостиницей и рестораном в центре острова. Советской морской пехотой во время Финской войны Сескар был занят 30 ноября 1939 г. при недолгом сопротивлении финской стороны. После высадки десантный батальон, оставив 15 человек до прибытия комендатуры, погрузился на корабли и ушёл к острову Лавенсаари.

С началом Великой Отечественной войны, в июле 1941 г., Сескар вошёл в Лужский укреплённый сектор, а в районе острова создали Восточную минную позицию, в которую включили также остров Гогланд. 26 августа на Сескар эвакуировали часть береговой артиллерии с материка, а Лужский укреплённый сектор на следующий день расформировали. С занятием финскими и германскими войсками большинства островов в Финском заливе, Сескар вместе с островом Лавенсаари вошел в Островной укрепленный сектор Главной военно-морской базы КБФ (Островная военно-морская база Кронштадтского морского оборонительного района КБФ). На острове действовал аэродром.

После войны все здания и помещения маяка отремонтировали, построили новые жилые дома, дополнительно к световому оборудованию на маяке установили наутофон, радиомаяк, ветро- и дизель-электростанцию, станцию радионавигационной системы ближнего действия.
В течение своей службы маяк периодически реконструировался и модернизировался (последний раз в 1976-1977 годах), неоднократно менялись источники света и питания, однако сама чугунная башня, будучи в удовлетворительном техническом состоянии, нормально служит до настоящего времени. Маяк светит белым проблесковым огнём на расстоянии 15 миль .

На башне маяка, которая и сегодня находится в хорошем состоянии, установлена мемориальная доска с надписью:
«Первый чугунный маяк в России поставлен в 1858 году на острове Сескар в царствование государя императора Александра II и бытность Генерал-адмиралом государя Великого князя Константина Николаевича при управляющих Морским министерством вице-адмирале Метлине Строительным департаментом генерал-майоре Роде Дирекцией маяков генерал майоре бароне Врангеле».

Рядом с башней находится памятник морякам транспорта «Радуга», погибшего 23 декабря 1943 года, и катера МО-302, погибшего 26 мая 1944 года.. Само захоронение перенесено на материк.

В настоящее время на маяке Сескар находится один из 25 постов Автоматизированной системы контроля радиационной обстановки (АСКРО) Ленинградской АЭС, которая предназначена для автоматического мониторинга радиационной обстановки в 30-километровой зоне вокруг станции (точнее, в так называемой зоне наблюдения).
Оборудование было установлено в 1995 году. Это был первый опыт создания объектовой АСКРО в стране по предложению и при поддержке Финского центра по ядерной и радиационной безопасности (STUK ).
 В 2005 г. вблизи маяка установлена  радиобашня Региональной системы безопасности мореплавания.

До 2008 г. в северной части Сескара действовала погранзастава РТП в/ч 2241 морских частей пограничных войск. На ее территории сохранился пограничный столб, вышка, мачты с радарами и локаторами, склады ГСМ и дизель-генераторная станция, казарма для личного и прочие постройки.

Западная часть острова включена в заповедник «Восток Финского залива»

Основной источник текста: Забытые миры Балтики

Для просмотра вам необходимо зарегистрироваться