Маастрихт. Памятник д'Артаньяну [TR/23043]
Описание окружающей местности
Поддерживаемый руками, со всех сторон тянувшимися к нему, он смог обратить свой взгляд в сторону крепости и различить на главном ее бастионе белое королевское знамя; его слух, уже не способный воспринимать шумы жизни, уловил тем не менее едва слышную барабанную дробь, возвещавшую о победе.
Тогда, сжимая в холодеющей руке маршальский жезл с вышитыми на нем золотыми лилиями, он опустил глаза, ибо у него не было больше сил смотреть в небо, и упал, бормоча странные, неведомые слова, показавшиеся удивленным солдатам какою-то кабалистикой, слова, которые когда-то обозначали столь многое и которых теперь, кроме этого умирающего, никто больше не понимал:
– Атос, Портос, до скорой встречи. Арамис, прощай навсегда!
А.Дюма «Виконт де Бражелон, или Десять лет спустя»
Сколько слез пролили читатели в конце нетленного создания Дюма-старшего? Да, я сам чуть не рыдал в автобусе, возвращаясь с тренировки, когда перелистнул последнюю страницу романа в тех уже далеких 80-х. Ладно, я, мальчишка, или девушки, но ведь и взрослые мужики украдкой смахивали скупые слезы, оплакивая отважного гасконца.
До поездки в Маастрихт, даже не задумывались, что прототип нашего героя, погиб именно здесь. А звали его – Шарль де Бац де Кастельмор, граф д'Артаньян.
Шарль д'Артаньян родился в Гаскони в 1611 году, и, как и большинство юношей дворянского происхождения, вскоре отправился на службу королю. Уже в достаточно молодом возрасте он сделал успешную карьеру в армии французского «короля-солнце» Людовика XIV, чье правление было отмечено многочисленными войнами.
В 1673 году войска Людовика XIV заняли северные районы Республики Соединенных Провинций, и начали осаду Маастрихта, который был самым важным стратегическим пунктом региона. Одной из конных наступательных компаний руководил д'Артаньян. Основные боевые действия сосредоточились вокруг Тонгеренских ворот, а за их пределами на северном склоне горы святого Петра французская атака осуществлялась при поддержке двух батарей. Вечером 24 июня 1673 года Людовик решил, что пришло время взять штурмом укрепленный город. В полдень на следующий день войска предприняли попытку захватить нижнюю часть укреплений, и она увенчалась успехом, но ценой успеха стала гибель 62-летнего д'Артаньяна. Герой французской армии был смертельно ранен мушкетным выстрелом.
Гибель д’Артаньяна была воспринята как большое горе при дворе и в армии, где его бесконечно уважали. По свидетельству современников, Людовик XIV был очень опечален потерей такого слуги и сказал, что тот был «почти единственный человек, который сумел заставить людей любить себя, не делая для них ничего, что обязывало бы их к этому».
Та осада закончилась успехом для французов – Маастрихт сдался на почетных условиях и до 1678 года оставался под властью Франции. После этого боя, в присутствии Пьера и Жозефа де Монтескью д’Артаньян — двух его кузенов, тело капитана мушкетёров д’Артаньяна было погребено у стен Маастрихта. Долгое время точное место захоронения было неизвестно, однако французский историк Одиль Борда (Odile Bordaz), проанализировав информацию из исторических хроник, заявляет, что мушкетёр похоронен в небольшой церкви Святых Петра и Павла на окраине Маастрихта (сейчас городской район Вольдер).
А памятник в Маастрихте создал наш с вами соотечественник (ну, кто еще бы!) – Татарынов А.М. Установили его возле старинных стен бывшего замка. Только возникает вопрос – зачем голландцам устанавливать памятник своему завоевателю? Или все таки это дань памяти легендарному литературному герою?





