Описание окружающей местности

У популярной поговорки «Вятские – ребята хватские … » существует множество продолжений, но в большинстве своём они звучат несколько обидно: :

 … Семеро одного не боятся, а один на один - все котомки отдадим.

… Семеро пьяных на полу сидят - не падают.

… Столько семеро не заработают, сколько один пропьет.

… Корову на баню затаскивали - там ишшо солома оставалась.

… И часы могём, да топор не влазит.

… Нам одного яйца мало - подавай пару.

… Из семерых с телеги хоть один да свалится.

… Семеро одного не боятся, будь он хоть сонный, хоть связанный...

Попробуем реабилитировать вятских ребят.

Откуда же взялись некоторые из пословиц-поговорок?

 

«Вятские – ребята хватские.  Семеро одного не боятся, будь он хоть сонный, хоть  связанный»

Как утверждала газета «Вятские губернские ведомости», все случилось более 400 лет назад. В 1609 году на вятские земли напали бродячие бандиты – как писал князь Ухтомский, «государевы изменники, воры, пришедшие из Яранска к Вятке». Банда умудрилась не только навести страха на местных жителей, но и совершить ряд военных побед. В частности, «лесные братья» штурмом взяли Котельнич, а возглавлявшего оборону стрелецкого сотника Захара Попова посадили на кол.

Однако князь Ухтомский, в обязанности которого была вверена безопасность вятских земель, вел себя не как полководец, а как летописец – на бумаге фиксировал донесения о зверствах бандитов и писал в соседние края письма о помощи, посылая их с нарочными.

В частности, в Пермь он написал следующее письмо – «государевы изменники, волжские казаки церкви оскверняют, пишут во все города свои грамоты, чтобы всю вятскую землю прельстить и к ворам привесть». Свою депешу князь завершил такой «пугалкой» - «Смотрите, если Вятка не устоит, то и вашей Перми тоже не будет».

Все бы ничего, да вот в прямом подчинении князя Ухтомского, окопавшегося и сидевшего безвылазно в Орлове, находилось… 12 000 хорошо вооруженных бойцов. Численность регулярного вятского войска в 7-10 раз превосходила численность беглых, называвшихся князем «казаками». Князь в депешах расписывал свои геройские подвиги, а на самом деле – ни он ни войско и носа не показывали из гарнизона. А соседи из Перми над опасливым Ухтомским и над вятскими лишь посмеивались, будучи осведомленными о наличии у него огромного войска – тогда и сложилась поговорка «Вятские – хватские, семеро одного не боятся».

Так что получается – понапрасну вятских мужичков обидели:  виной всему – трусливый воевода!

 

«Вятские – ребята хватские, лаптем щи хлебают!»

И с этой поговоркой всё не так просто. На первый взгляд смысл поговорки «Вятские — ребята хватские, лаптем щи хлебают» на сегодня не все правильно воспринимают. На самом деле она передаёт не тот смысл, который в первую очередь бросается в глаза, что вятские настолько бедны, что у них нет даже ложки, которой можно щи похлебать.

Смысл этого выражения сводится к тому, что вятские мужики были хорошими мастерами по плетению лаптей. И плели их настолько искусно и качественно, что когда на базаре мастера продавали свои изделия, то таким образом демонстрировали качество товара.

Во дворе музея истории Хлынова, стараниями  директора музейно-гостиничного комплекса «Постоялый двор»  и его мастеров расположена целая галерея арт-объектов: вятский хватский мужик с лаптем в руках перед горшком со щами; вятский ушкуйник, выставка настоящих предметов быта, инструментов и даже чугунная скамейка уникального литья, сделанная в 1850 году.

Для просмотра вам необходимо зарегистрироваться