Набережная Яффы [MV/22720]
Описание окружающей местности
Яффа - один из главных портов Древнего Израиля и один из древнейших непрерывно населённых городов мира. Именно сюда на протяжении многих столетий приходили корабли с паломниками, которые направлялись в Иерусалим. В настоящее время Яффа объединена с Тель-Авивом в единый город Тель-Авив — Яффа.
НеМного истории тысячелетнего города
Согласно археологическим находкам, первое постоянное поселение на территории города образовалось в раннем бронзовом веке, т.е. примерно 5 тысяч лет назад. В XVII и XVIII веках до н. э. Яффа и соседние поселения представляли собой процветающие, хорошо укрепленные города.
Первое письменное упоминание о городе встречается в египетских хрониках XV века до н. э., где Яффа фигурирует в списке городов, захваченных фараоном Тутмосом III в 1469 году до н. э., под названием «Ю-па». В написанном спустя 200 лет папирусе Гарриса содержится легенда «Взятие Юпы», по которой город был взят военной хитростью — под видом даров правителю Яффо в корзинах внесли в город египетских солдат, напавших на защитников изнутри. Троянский конь был придуман несколько позже.
В папирусе Анастази I, написанном во времена Рамсеса II, Яффо описан как процветающий портовый город, окружённый садами, торговый и ремесленный центр. При раскопках были найдены камни крепостных ворот XIII века, на которых высечены титулы Рамсеса II.
Яффский порт процветал благодаря наличию бухты, защищённой от юго-западных ветров. Кроме того, мысы и проходимые для небольших судов рифы ослабляли волны, идущие к берегу.
В XII до нашей эры веке город был захвачен народами моря, раскопки показывают следы разрушений. Считается, что, с того времени с городом стали связывать легенду о Персее и Андромеде.
К концу VIII века до н. э. город находился под властью царей Ашдода, а позже — Ашкелона. В 701 году до н. э. Яффу захватил ассирийский царь Синаххериб. Затем городом владели вавилоняне и персы.
В V веке до н. э. персы передали Яффу под власть финикийского Сидона, после чего в городе был построен сидонский храм.
В IV веке до н. э. город был завоёван Александром Македонским, а после смерти Александра, в 301 году,— его военачальником Птолемеем. Город быстро эллинизировался и получил греческое название Иоппия или Иоппе (Ἰόππη), данное, по традиции, в честь Кассиопеи (Иоппы). В начале II века до н. э. Яффа, как и вся Иудея, попала под власть Селевкидов в результате Сирийских войн.
В середине II века религиозные гонения на еврейскую религию, которые устроил Антиох IV, привели к восстанию евреев в Иудее. В его ходе язычники Яффы устроили погром, убив 200 евреев, в ответ на это предводитель восставших Иуда Маккавей сжёг порт и стоявшие в нём корабли. Позже его брату Ионафану удалось захватить город, а сменивший его Симон окончательно присоединил Яффу к еврейскому царству и изгнал из него язычников.
В 66 году до н. э. римский полководец Помпей завершил завоевание Сирии, после чего объявил все приморские города свободными, отделив их от Иудеи и подчинив правителю Сирии. После того, как Цезарь победил Помпея в борьбе за власть, он вернул Яффу в состав Иудеи в 47 году до н. э. В 38 году до н. э. Ирод захватил Яффу, а вскоре подчинил и всю Иудею. В лежащей севернее Кесарии он возвёл новый порт, чьё процветание привело к постепенной потере значения яффского. Марк Антоний ненадолго передал город египетской царице Клеопатре. После их поражения новый император Октавиан Август вернул город Ироду в 30 году до н. э.
В 66 году н. э. в Иудее началось восстание против римлян. В первый же год войны консул Цестий Галл разрушил город, но после его поражения Яффа была отстроена и стала центром еврейского флота, от которого страдали римские военные поставки. Чтобы устранить эту угрозу, в 67 году Веспасиан неожиданной ночной атакой захватил город, а корабли, на которые бежали его жители, потопила буря. На месте города римляне оставили лишь военный лагерь, но через несколько лет (после прихода Веспасиана к власти) Яффа была отстроена вновь и получила название Флавия Иоппа.
С распространением христианства в Римской империи, в Яффе постепенно тоже росло число христиан. Город стал центром епархии, и в 431 году яффский епископ Фидус принимал участие в Эфесском соборе. Также там имелась небольшая еврейская община, выросшая после восстания Бар-Кохбы и запрета евреям селиться в Иерусалиме.
В византийскую эпоху Яффа вновь стала важным торговым центром и главным портом Иудеи.
Затем в 636 году Яффа была захвачена арабами. После основания неподалёку Рамлы, ставшей новой столицей региона, значение Яффы выросло за счёт Кесарии. Туда же продолжали прибывать христианские и еврейские паломники. Позже город пришёл в упадок, и посетивший её в 1050 году арабский географ Ибн Батлан описывал её как маленький городок, чьи жители голодают.
В 1099 году город был разрушен Фатимидами, которые боялись, что его захватят крестоносцы. В мае лежащий в руинах город занял Готфрид Бульонский, а после взятия Иерусалима он вернулся в Яффу и вновь отстроил её. Через год Яффа уже была оживлённым городом, главным портом Иерусалимского королевства и опорным пунктом крестоносцев. Город стал столицей Графства Яффы и Аскалона и чеканил свою монету, туда прибывали подкрепления крестоносцев и паломники-христиане. Торговля процветала, главными экспортировавшимися товарами были хлопок, лён, благовония, мыло и керамика.
В 1192 в Битве при Яффе Ричард Львиное Сердце отстаивает город от войск Салах-ад-Дина, после чего Ричард и Салах-ад-Дин заключают Яффский договор, заканчивая этим битвы III крестового похода.
В 1197 году город вновь разрушили мусульмане. В 1228 году стены Яффы вновь укрепил император Фридрих II, а в 1250 году их усилил французский король Людовик IX. К тому моменту главными портами крестоносцев стали Акра и Тир, а Яффа пребывала в упадке. В 1260 году город взяли монголы, а в 1268 году его захватил и разрушил мамлюкский султан Бейбарс I, вырезавший его население. После этого город постепенно начал возрождаться, но в 1345 году мамлюки, опасавшиеся нового крестового похода, разрушили до основания все прибрежные города. На месте Яффы власти оставили лишь небольшой отряд, расположившийся в полуразрушенных зданиях. На несколько столетий Яффа перестала существовать как порт.
Османский период
Далее на протяжении двух веков Яффы как полноценного города практически не существовало. В 1641 году францисканцы возвели в Яффе церковь и маленький монастырь, а в 1654 — гостиницу для паломников. В городе стало развиваться временное поселение, часто страдавшее от набегов бедуинов и пиратов. Тем не менее, к концу века в Яффе появились первые постоянные дома, там стали селиться также турки, евреи и греки.
В 1769 году город был разрушен губернатором Дамаска Осман-пашой за отказ помочь ему в войне с Захиром. В 1775 году мамлюки под командованием Мухаммада Бея после осады взяли город и вырезали более тысячи его жителей. Считается, что Мухаммад Бей приказал сложить пирамиду из их голов, отчего это место стали называть Телль-аль-Руус («холм голов»). В 1799 году Яффу осадил и захватил Наполеон, двигавшийся из Египта на Акко. Город был полуразрушен, а часть пленных казнена.
В начале XIX века наместником Яффы был назначен Мухаммед Абу Набут, правивший с 1809 по 1820 год. Он заново укрепил город, а также возвёл различные общественные здания и площади, в том числе рынки и мечеть Махмудия. В 1820 году в городе возродилась еврейская община, была построена синагога.
В ноябре 1831 года город взяли войска Мухаммеда Али Египетского, восставшего против османской власти. Египетские власти прилагали усилия улучшить отношение к немусульманам, в результате возросло количество прибывающих в город паломников. В середине века население Яффы составляло около 5000 жителей, из них около 400 евреев. Значительный толчок развитию города дало открытие регулярного морского сообщения с Марселем и Триестом в 1850 году. Через два года в Яффе открылись почтовые отделения Франции и Австрии. Египетское управление привело к процветанию, которое продолжалось и в 1840-е-1850-е года.
В середине XIX века на юге Яффы были основаны новые арабские районы, такие как Аджами, основанный христианами-маронитами между 1830 и 1880 годами. В 1853 году была предпринята первая попытка основать в Яффе иностранное поселение — группа американцев из Филадельфии, но уже в 1857 году они покинули её после безуспешной борьбы с болезнями и грабителями. В 1867 году группа мормонов построила на северо-востоке города американскую колонию, но покинула её на следующий год. Вскоре их землю приобрели немецкие колонисты, принадлежавшие к христианской секте темплеров, стремившейся основать на Святой Земле собственные посёлки, после чего эту часть города стали называть «немецким кварталом».
Город интенсивно рос, принимая переселенцев из округи и всего Ближнего Востока (особенно из Египта). Около 1865 года Яффа была присоединена к телеграфной сети, был построен маяк, в 1879 году снесли препятствующие расширению города стены. В 1892 Яффу связала с Иерусалимом первая железная дорога на Святой Земле. На протяжении XIX века Яффа превратилась из незначительного городка в важнейший порт региона и второй город по населению после Иерусалима. Она стала важным транспортным узлом, в том числе для паломников, и была окружена обширными сельскохозяйственными угодьями, из которых важнейшими были плантации цитрусовых. К концу века большая часть населения была занята в сфере обслуживания.
Рост еврейского населения города ускорился благодаря началу первой алии в 1882 году.
В 1904 году впервые была высказана идея построить за пределами старой Яффы еврейский район европейского типа для обеспеченных жителей перенаселённого города. В 1906 году был основан жилищно-строительный кооператив, в итоге получивший название «Ахузат Байит» на юге район выходил на главную дорогу Яффа-Петах-Тиква и железную дорогу Яффа-Иерусалим.
В 1908 году произошли первые крупные столкновения арабов и евреев в Яффе. 16 марта, накануне еврейского праздника Пурим, началась массовая драка молодёжи, в которой пострадали один мусульманин и 13 евреев. Это послужило для евреев одним из поводов перебираться из старого города в новые еврейские районы.
Ахузат-Байит был первым районом, который строился по подробному плану. У района была широкая (12 м) центральная улица, перпендикулярно которой проходили улицы шириной 10 м. 11 апреля 1909 года была проведена лотерея, в которой были разыграны участки. Этот день считается днём основания Тель-Авива. Через месяц после розыгрыша участков началось строительство первого дома, а осенью в районе стояло уже 50 домов. 6 октября 1910 года в свои дома въехали первые 10 семей. В феврале 1910 года на районном собрании было решено дать ему название «Тель-Авив».
Район быстро разрастался, к нему присоединялись соседние еврейские районы. В 1911 году там было открыто новое здание гимназии «Герцлия». Она была основана в 1905 году в Яффе и стала первой старшей школой в Палестине, где преподавание шло на возрождённом иврите. Она была главным зданием города и играла важную роль в экономике молодого района. После этого в Тель-Авив постепенно перешли большинство еврейских учреждений и организаций, располагавшихся в Яффе. К 1914 году площадь Тель-Авива выросла почти в 10 раз, а население — почти в 5 раз (1941 человек в 1914 году).
Первая мировая война остановила развитие Яффы.
28 марта 1917 года, с приближением линии фронта к городу, командующий Ахмед Джемаль-паша объявил о принудительной эвакуации Яффы до 9 апреля, включая Тель-Авив и окружающие деревни (крестьянам и сельскохозяйственным работникам было разрешено остаться). Многие арабы смогли остановиться в деревнях неподалёку от города, а эвакуированные евреи отправились в Петах-Тикву, а оттуда — по разным еврейским поселениям. В Тель-Авиве остались лишь 10 сторожей, препятствовавших мародёрству.
По окончании 1-й мировой войны, это территория осталась под контролем Англии. В 1919 году, началась третья алия, в ходе которой в Палестину прибыло около 35 тыс. евреев. Многие из прибывших, относящиеся к среднему классу, осели в Тель-Авиве и занялись бизнесом. В результате между 1919 и 1923 годами население района выросло в 10 раз, с около 2000 до около 20000 человек
В мае 1949 года к Тель-Авиву были присоединены северные районы Яффы, а в апреле 1950 — вся Яффа, ставшая с этого момента частью города, получившего объединённое название «Тель-Авив-Яффа».
Во время арабо-израильской войны большинство жителей покинуло Яффу, в городе осталось лишь около 5 из 73 тыс. жителей. Вскоре в брошенных домах поселились 45 тыс. евреев, в основном, недавно прибывших репатриантов.
Яффский порт до сих пор работает по назначению, хотя недавно в одной из его частей открыли торговый центр с ресторанами; старые ангары переделали под магазины, рестораны и бары с видом на море.
Историческая часть Яффы превращена в один большой туристический и художественный центр с многочисленными ресторанами, художественными галереями, мастерскими художников, «блошиными» рынками, салонами, музеями и археологическими раскопками.
В Яффе находится театр Гешер - театр основанный репатриантами из СССР. Спектакли сопровождаются субтитрами на русском языке.
Русский православный храм появляется в Яффе в конце 19 века. Здесь же находится Легендарная Скала, к которой, согласно мифу, была прикована Андромеда, спасённая Персеем.







