Зубчатый трамвай в Будапеште [VI/22651]
Описание окружающей местности
Зубчатый трамвай в Будапеште отличается от всех остальных трамваев венгерской столицы. Он имеет номер №60, а его особенность заключается в том, что помимо двух обычных рельсов у трамвая есть третий посередине. И он не гладкий, а зубчатый. Отсюда и название – зубчатый трамвай, хотя правильно называть эти необычные пути зубчатая железная дорога (ЗЖД).
Несложно догадаться для чего прокладывается зубчатый рельс посередине. Чтобы транспортное средство могло преодолеть подъем и не скатиться вниз. Подвижной состав такой железной дороги оснащен зубчатым колесом. Во время движения оно перескакивает с зубчика на зубчик, каждый раз создавая своеобразную опору.
Зубчатых железных дорог в мире не так много и чаще всего их строили в гористой местности. Например, самая крутая зубчатая железная дорога в мире расположена в Швейцарии недалеко от города Люцерна. С помощью нее местные жители и туристы попадают на вершину горы Пилатус. Поэтому дорога называется Пилатусбан (Pilatusbahn), а ее максимальный уклон достигает 48 %. Дорога была открыта в далеком 1889 году, а электрифицировали ее в 1937-м.
Начиная с 1868 года в Будапеште регулярно ходили конки. Но как поднять вагоны с пассажирами в горы, пусть и не такие высокие? Власти Будапешта обратились к Никлаусу Риггенбаху, конструктору первой европейской зубчатой железнодорожной линии Вицнау — Риг, которая была открыта в 1871 году с предложением, представить проект зубчатой железной дороги в городе. Разрешение на строительство было выдано 3 июля 1873 года, строительство линии началось сразу же. В эксплуатацию дорога была введена уже в следующем году. Первый пробный трамвай вышел из депо в 16:00 24 июня 1874 года, а регулярное движение началось на следующий день после этого.
Поскольку работа зубчатой железной дороги оказалась успешной, был поднят вопрос о продлении линии. План продления был принят в 1890 году. Линия была проложена дальше в сторону горы Сечени, и теперь её длина в целом составляла 3700 метров. Муниципальная транспортная компания получила железную дорогу в свою собственность в 1926 году. Начиная со 2 июля 1929 года новые электротрамваи ходили каждые 15 минут. В 1973 году на линии была проведена полная реконструкция, после которой вся она была переведена на зубчатое зацепление системы Strub, тогда же были поставлены новые трамваи.
Полезная информация о трамвае
Маршрут зубчатого трамвая №60: от Варошмайор (Városmajor) до горы Сечени (Széchenyi-hegy).
Время работы: трамвай ходит по расписанию, которое вывешено на каждой остановке. От Варошмайор первый трамвай отходит в 04:57 утра, а последний в 23 с небольшим. В среднем в час отправляется три рейса.
Стоимость проезда: поскольку трамвай относится к системе общественного транспорта, то действует обычный билет (350 форинтов разовая поездка на начало 2019 года), который можно купить на остановке.






