Описание окружающей местности

 «...Я всегда был того мнения, что столь хваленая «линия отступления» есть только ловушка для людей, стремящихся
достичь своей цели. Поступайте так, как дерзал я: сжигайте за собой корабли, разрушайте позади себя мосты.
Только в таком случае для тебя и твоих спутников не останется иного выхода, как только идти вперед.
Ты должен будешь пробиться, иначе ты погибнешь».

Ф.Нансен

 

Музейный остров Бюгдой, пожалуй, самое интересное место в Осло. Здесь, кроме парков, пляжей, красивых видов на город и фьорд, расположены 5 замечательных музеев: Народный музей Норвегии, Морской музей, Музей кораблей викинговмузей "Фрам",  и музей "Кон-Тики".
На Бюгдой нужен минимум день, а лучше два. Но если их нет.. придется выбирать. Если страсть к путешествиям и приключениям у вас в крови (а это так, если вы геокешеры!) – предлагаю посетить два музея, "Кон-Тики" и "Фрам", они рядом).

"Фрам" - знаменитый корабль, на котором с 1893 по 1912 годы были совершены величайшие экспедиции в Арктике и Антарктиде: две экспедиции к Северному полюсу, многомесячный дрейф во льдах, экспедиция к Антарктиде, в ходе которой впервые был достигнут Южный полюс.
Название легендарного корабля - короткое и ёмкое норвежское слово «фрам», что значит «вперёд».   На корабле плавали величайшие путешественники не только Норвегии, но и всего мира – Ф.Нансен и Р.Амундсен. Даже самый далекий от географии и истории человек наверняка слышал об антарктической экспедиция Руаля Амундсена к Южному Полюсу!
В ходе этих экспедиций шхуна достигла широт 85° 57' с.ш. и 78° 41' ю.ш., дрейфовала в льдах Центральной Арктики 1041 день от острова Котельный до Шпицбергена, два с половиной раза обогнула земной шар, пройдя более 54 000 морских миль.

Идея строительства "Фрама" принадлежала Фритьофу Нансену. Именно он предложил для достижения Северного полюса использовать дрейфующие льды. А чтобы льды не раздавили судно - сделать бока его максимально покатыми, чтобы, по образному выражению самого исследователя, судно бы выскакивало из ледяных тисков, как угорь. Конструктором корабля был известный кораблестроитель Колин Арчер.  Несмотря на то, что против проекта Нансена выступили все авторитетные полярники, корабль был построен. "Фрам" считается самым прочным кораблём из дерева среди когда либо построенных.

План Нансена заключался в плавании по Северо-восточному проходу к Новосибирским островам, где "Фрам" должен был вмерзнуть во льды. Экипаж, находясь на судне, дрейфовал бы вместе со льдами к Северному полюсу.
Экспедиция в составе 13 человек отправилась из Христиании (старое название Осло) в июне 1893 года, имея запас провизии на пять лет. "Фрам" проследовал вдоль северного побережья Сибири. К 20 сентября, достигнув 79º с.ш., «Фрам» прочно вмерз в паковый лед. Нансен и его команда приготовились к дрейфу на запад, к Гренландии: паровая машина была разобрана, в машинном отделении была устроена мастерская. С "Фрама" также были сняты все шлюпки, а на лёд перенесены 20 тонн угля и продукты питания на 6 месяцев — на случай гибели судна. Шлюпки позднее были использованы как источник пиломатериалов для изготовления лыж и нарт.
Дрейф "Фрама" прошел не так близко к полюсу, как надеялся Нансен. Вдвоем с Ялмаром Йохансеном они покинули судно и попытались достигнуть полюса пешком. Они смогли достичь 86º14’ с.ш., и решили повернуть назад, отправившись к Земле Франца-Иосифа. В августе 1895 — мае 1896 гг. они были вынуждены зимовать в экстремальных условиях на о. Джексона.
У Шпицбергена «Фрам» смог освободиться из льдов и направился к югу, после 1041 дня дрейфа. Хотя судно не предназначалось для использования в качестве ледокола, но за 28 ходовых суток было пройдено 100 миль в ледовых полях в июне-июле 1896 г. В августе 1896 году Нансен и Йохансен встретились с судном экспедиции в норвежском порту Варде.

В 1898 году Отто Сведруп, который был капитаном "Фрама" во время экспедиции Нансена, направился в четырехлетнюю экспедицию на корабле в Канадский Арктический архипелаг. В результате путешествия были открыты острова Аксель-Хейберг, Эллеф-Рингнес, Амунд-Рингнес и другие. Все вновь открытые земли объявлялись владением Норвегии, которая формально владела этими территориями до 1930 г. После возвращения экспедиции в 1902 г., "Фрам" был поставлен на прикол в гавани Хортена, и оказался заброшен.

В 1907 г. "Фрам" был передан экспедиции Амундсена, во время которой предполагалось начать пятилетний дрейф через Арктику в районе Берингова пролива, для чего следовало предварительно пересечь Атлантический и Тихий океаны.  Судно подверглось генеральной ревизии, в ходе которой выяснилось, что деревянная конструкция, выдержавшая две арктические экспедиции, не повреждена. В ходе капитального ремонта в 1908 - 1909 гг. "Фрам" был переоборудован для перехода через Тихий океан.
А честолюбивый Амундсен, узнавший о покорении Северного полюса (о чем почти одновременно заявили Роберт Пири и Фредерик Кук), изменил планы на противоположные, в буквальном смысле! В обстановке строжайшей секретности он готовился к плаванию к Антарктиде и покорению Южного полюса..

В 1910 году Руаль Амундсен отправился в Антарктику, причём с мая 1910 по январь 1911 г. было пройдено 16 тыс. морских миль без захода в порты (в основном из соображений секретности). 13 января 1911 года, Амундсен приплыл к ледяному барьеру Росса в Антарктиде. Он высаживается в Китовой бухте материка Антарктида, и дальше едет на собачьих упряжках. 14 декабря 1911 года экспедиция Амундсена достигает Южного полюса, на месяц опередив английскую экспедицию Роберта Скотта. 

После экспедиции Амундсена корабль поставили на стоянку. В 1914 году велись переговоры об использовании судна для церемонии открытия Панамского канала, но переговоры сорвались. До 1914 г. «Фрам» оставался в Буэнос-Айресе, разрушаемый крысами и древоточцами. В 1918 году «Фрам» был полностью разукомплектован для подготовки экспедиции Амундсена на «Мод». В 1920-х годах, после десятилетнего стояния на приколе, норвежские исследователи Ларс Кристенсен, Отто Свердруп и Оскар Вистинг выступили с инициативой сохранения корабля для истории и потомков. В 1929 г. начался капитальный ремонт судна. В 1935 году шхуна была перемещена в музей, который получил название корабля. Судну был придан первозданный облик.

И сейчас этот легендарный корабль находится в Осло, на п/острове Бюгдой!  Над ним возведен домик-пирамида с острой треугольной крышей.  «Добро пожаловать на борт!» приглашают надписи на многих языках, в том числе и по-русски. Буклеты на разных языках можно также взять у входа. Посетителей встречает сам Нансен, вернее его скульптура.
Три этажа вокруг корабля содержат множество стендов с рассказом об экспедициях к Северному и Южному полюсам, витрин с разными артефактами, интсталляций, фотографий и других интереснейших вещей. Третий этаж посвящён экспедициям к Северному полюсу, второй - к Южному.  И в центе всего этого - главный виновник всех событий - корабль "Фрам"! Можно пройти по палубе и по всем внутренним помещениям корабля, заглянуть в каюты, увидеть личные вещи, книги, посуду легендарных путешественников, узнать, как был организован быт экспедиции, чем они питались, какую музыку слушали.. Очень много всего и безумно интересно!

..Плеск волн выманил меня из нутра корабля на палубу.. и непроизвольно я схватилась за какую-то снасть. Потому что корабль.. плыл, вокруг штормило! Грохотал гром, молнии ослепляли, волны готовы были перехлестнуть палубу.. А вслед за этим штиль, корабль дрейфует во льдах, вокруг ледяные горы.. А вот над головой вспыхнуло полярное сияние!! Отличная свето-звуковая имитация, как-то хитро проектируется изображение на стены вокруг корабля, создавая «эффект погружения»..

В музее представлено еще одно судно полярных исследователей – Йоа, есть широкоэкранный кинозал, где нон-стоп демонстрируются фильмы полярных об экспедициях, арктическая имитационная модель «Застрявшие во льду», выставлены чучела представителей полярной фауны Северного и Южного полушария. В этом музее мы увидим и сани Стотта, который добрался до Южного полюса вторым, всего на месяц позже Амундсена.. И еще много интересного!

Очень советую посетить этот замечательный музей! Пройдитесь по этажам, поднимитесь на палубу, встаньте у штурвала легендарного парусника, услышьте плеск волн, почувствуйте себя великим путешественником и первопроходцем, ощутите суровую романтику северных (и южных!), морей, прикоснитесь к истории рукой! Уверена, впечатления от посещения будут с вами надолго!

http://sea-transport.ru/nauchno-isledovatelskie-suda/419-fram.html

Для просмотра вам необходимо зарегистрироваться