Описание окружающей местности

Крестовоздвиженская Красномаровская обитель  -  один из старейших монастырей в Нижегородской области

Монастырь был основан в 1632 пришедшим из Киева  иноком Матфеем  в село Прудищи. К нему присоединился местный житель Иларион, после пострижения ставший Иларием. В трёх верстах от села у  источника Булач они соорудили шалаш из луба и стали в нём жить. Жители Прудищ, узнав об этом, перенесли к источнику келью, и умоляли их переселиться в неё.
Молва о двух сподвижниках быстро распространилась окрест, и вскоре к ним прибыл монах Желтоводской пустыни Маркел, родом из села Пояркова Нижегородского уезда, и стал «спасаться» в пещере, вырытой им на соседнем холме. Затем к первым маровским отшельникам присоединился ещё один пустынник из Желтоводских заволжских лесов Макарий (не Вороных), имевший сан священника.

В 1647-1653 годах здесь были построены  Крестовоздвиженский собор ,  Михайло-Архангельская  и  Троицкая церкви  из камня. Возможно, что возводившие их зодчие позднее трудились и над созданием ансамбля Макарьевского Желтоводского монастыря в 40 километрах от Маров. Первая храмовая икона была привезена Макарием из Москвы и на Марах стала чудотворной.

Расцвет монастыря
Во второй половине XVII века Маровская обитель достигла своего расцвета. Примечательно, что её храмы были единственные каменные строениями на территории Нижегородского уезда к востоку от Лыскова и Макарьева. Общее число насельников при митрополите Павле достигало 80 человек. А всего в синодике было записано 455 усопших обитателей Маров.
Монастырь был не особо богат, но имел крепкое хозяйство: скотный двор, при прудах в Лепешкином овраге две мукомольные мельницы, сад, пчельник, рыбные ловли на реке Суре и на озерах в устье речки Курмышки. В заливных лугах вдоль Имзы, а также по склонам оврагов располагались сенокосные угодья
Местные иноки сами обрабатывали землю, сами же мололи хлеб. Помимо хозяйственной работы иноки Маровской обители большое внимание уделяли литературной деятельности, своему духовному совершенствованию. На Марах была собрана богатая библиотека. К сожалению, из её коллекции до нас дошли лишь отдельные книжные экземпляры, которые хранятся в библиотеках Москвы.
Маровская пуcтынь стояла на оживлённой Большой Курмышской дороге. Хорошее географическое положение, а также большое стечение народа во время главного местного храмового праздника Воздвижения Креста Господня, создало благоприятные условия для появления у стен обители ежегодного торга.

 Упадок
В царствование Петра I монастырское хозяйство пришло в упадок. С 1705 года все монастырские мельницы, рыбные ловли и постоялые дворы были обложены пошлиной. Уменьшилась площадь монастырской запашки — к 1720 году она составляла всего 9 десятин. Число братии сократилось к концу правления Петра I сократилось до 26 человек, но и их нелегко было обеспечить пропитанием. В 1717 году монастырь ограбили крестьяне из Толбы и Погореловского Майдана (Сергачская волость).
Согласно указу 1721 года Крестомаровская пустынь была приписана к Оранскому монастырю,
Несмотря на трудности, духовная жизнь на Марах продолжалась. К середине XVIII века здесь оставалось не более 10 монахов,. Вековые монастырские храмы обветшали, но подновлять их было не на что. Михаило-Архангельская церковь сильно выгорела в результате пожара и для проведения богослужений больше не использовалась. В летнее время служба велась в холодном Крестовоздвиженском соборе, а зимой — в тёплой Успенской церкви.

 Упразднение монастыря
При секуляризационной реформе в 1764 году Крестомаровская пустынь, по-прежнему приписанная к Оранскому монастырю, подлежала закрытию, а её строения должны были стать собственностью казны. Хотя, возможно, некоторые местные иноки остались жить на Марах. Так что пустынь могла существовать фактически ещё некоторое время. В описи упразднённых монастырей Нижегородской епархии за 1764 год она не числится. И только в описи за 1780 год о пустыни сказано, что она «совсем упразднена». К этому времени здесь сохранилась только каменная соборная Крестовоздвиженская церковь, но и она «почти вся развалилась, при ней колокольня каменная, прочего никакого строения не имеется; строение оное казенное». С ликвидацией монастыря на Марах у его стен перестала собираться и ярмарка.

 Маровская женская община
В 1885 году рядом с деревянной часовней на Марах была выстроена каменная часовня в изящном древнерусском стиле. Возведена она была частично на средства её попечителя Н. А. Демидова, потомка одного помещика, имевшего в округе в XVIII веке здесь имения. Основателем и попечителем общины стал Василий Москвин, из личных сбережений выделивший несколько тысяч рублей на образование неприкосновенного капитала общины и купивший для неё участок пахотной земли. В. Москвин жил при общине в качестве заштатного священника. А начальницей общины являлась Екатерина Васильевна Пасынкова. В 1898 году на Марах проживало 35 девушек-послушниц, в большинстве своём прибывших из Вятской губернии вместе с отцом Василием. К 1919 году число членов общины достигло 149 человек. Крестомаровская женская община была небогата и отличалась суровой трудовой и высокой нравственной жизнью её обитательниц. В ведении обители находилось 60 десятин земли, которые обрабатывали сами послушницы. За тяжёлой работой часто можно было видеть и казначею Елену Москвину — образованную дочь богатых родителей.
Главной же святыней общины являлась местночтимая икона Иерусалимской Божьей Матери «Избавительница». По преданию, она была написана в Иерусалиме и предназначалась для церкви некоего села Сорвижское. Три года её несли на руках из Палестины. Путь лежал через Маровскую Крестовоздвиженскую женскую общину. Священники, несшие икону, остановились рядом отдохнуть. Когда же они решили двинуться в дальнейший путь, то икона стала неподъёмной. Как ни старались люди поднять её, ничего у них не получалось. И тут голос с небес возвестил: «Несите меня на Старые Мары!» Что и было исполнено. Помещенная в местную Троицкую церковь, икона явила немало чудес, а жители окрестных сёл стали ежегодно совершать к ней крестные ходы.
В начале XX века на Марах начали строить каменный собор, для чего при общине был открыт кирпичный завод, но из-за революции его так и не достроили.

 Судьба монастыря после революции
В начале 1920-х годов религиозная деятельность местных сестер была ограничена, монастырские постройки частично стали собственностью созданной здесь сельскохозяйственной коммуны, земли тоже были ей переданы. В 1927 году общину окончательно закрыли. В 1927 году монастырь был закрыт, Троицкую церковь разобрали, недостроенный собор был взорван.
Во времена «хрущевских гонений» на Церковь монастырь был разрушен до основания, сохранился только фундамент каменной монастырской стены.

 Восстановление монастыря
На месте алтаря бывшей маровской церкви Святой Троицы в 1997 году был водружён деревянный крест. В 1999 году здесь прошла литургия. Митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай благословил на создание часовни. Создано Маровское Крестовоздвиженское братство.

В 2009 году Инвестиционный совет при губернаторе Нижегородской области утвердил проект восстановления Крестовоздвиженского Маровского женского монастыря. Согласно проекту, Маровский монастырь будет обнесен каменной стеной, в нем запланированы 4 надвратных храма, Крестовоздвиженский собор с колокольней, Никольская деревянная церковь. На территории обители построят также архиерейский и игуменский корпуса, сестринские кельи, медицинский и просветительский центры, гостиницу для паломников, купальню и мастерские. Для строительства монастыря Инвестиционный совет при губернаторе Нижегородской области предоставит земельный участок площадью 71,815 тыс. кв. м.

Родник «Булач», освященный в честь иконы Божией Матери «Избавительница» расположен в поселке Красные Мары Спасского района Нижегородской области. Святой источник обустроен, каптирован, слив воды из колодца по трубе, рядом построена открытая купель под навесом, за ручьем две обливальни. "Булач" - в переводе "красный".

Почитаемый родник известен уже более 380 лет

Святой источник привлекает многих верующих своей целительной и кристально чистой водой. Родниковая вода исследована, анализ показал что она одна из самых чистых и полезных во всей области.

http://krestomar.cerkov.ru/

Для просмотра вам необходимо зарегистрироваться