Описание окружающей местности

И как в венецианском арсенале

Кипит зимой тягучая смола,

Чтоб мазать струги, те, что обветшали,

И все справляют зимние дела:

Тот ладит вёсла, этот забивает

Щель в кузове, которая текла;

Кто чинит нос, а кто корму клепает;

Кто трудится, чтоб сделать новый струг;

Кто снасти вьёт, кто паруса латает…

 

Данте Алигьери  21 песнь «Ада»

 

  Могучие древние башни не сверкают огнями современного освещения, не звенят от звуков мелодий. На них не увидеть часовых. Только плеск волн отражается в мрачных стенах величественного комплекса, сыгравшего важную роль в истории Венеции. Её самые главные страницы охраняет знаменитый Венецианский арсенал.

  Появившийся в IX веке город Венеция, всегда являлся стратегическим центром торговых отношений между Востоком, Европой. Расположенный на многочисленных островах Адриатического моря, он всегда был знаменит мостами, каналами, протоками, формирующими условия жизни горожан. Лакомый кусочек земли, созданный природой, надо было защищать от врагов. Участие в крестовых походах, войнах требовало создания мощных боевых кораблей. Может быть, поэтому трудолюбивые жители города считаются первопроходцами кораблестроения в мире. Их инженерная мысль дала возможность изменить технологию строительства судна, используемую древними римлянами. Впервые появился единый стандарт требований к военному судну, предложен конвейерный метод производства.

  Все постройки арсенала окружены стеной, длиной около трёх км, имеющей два входа. Один для судов, другой вход на суше для рабочих. Кстати, число рабочих в лучшие времена предприятия достигало 16 тыс. человек. Для того времени это значение считалось очень большим, каждый пятый житель города работал на арсенале. Представление о мощи древней судоверфи формируется во время организованных круговых маршрутов вокруг Венеции. Идея соединить мелкие мастерские по строительству судов в универсальный комплекс была предложена в 1104 году дожем Вальером Орделаффо. Полвека понадобилось для её реализации. В дальнейшем комплекс зданий постоянно расширялся, дополнялся современными цехами, разноплановыми производствами, например, по выпуску оружия. Исторически строительство арсенала имело три этапа, связанных с улучшением производства, внедрением новых технологий, материалов.

  Первый этап работы арсенала связан с удовлетворением требований к кораблям во времена крестовых походов. Золотые столетия XIV-XVI в жизни арсенала создали условия для обновления комплекса, открытия второго этапа в его деятельности. На верфи стройными рядами засверкали многочисленные торговые, военные суда. Появился Новый Арсенал. Очередное расширение комплекса началось в 1473 году. Новейший арсенал строился долго. Финансовые трудности страны, постоянно участвующей в войнах, мешали строительству. Необъяснимые взрывы на огромных пороховых складах резко осложняли строительство. Вместе с арсеналом разрастался город, появлялись жилые районы, создавалась инфраструктура будущей Венеции.

  Все работы на судоверфи, ставшей знаменитой в разных странах, проводились под строгим контролем властей. Начальником над рабочими был «Верховный Адмирал». Он имел неограниченные права над рабочими, называемыми «Могучие арсеналотти». Круглосуточно в мастерских раздавался грохот, лязг в атмосфере дыма смолы, сажи. Для создания мачт, руля, обшивки использовали многочисленные породы древесины, привозимой из разных мест. Например, руль изготавливался из ореха, кабестаны из вяза, обшивка из пихты, киль, палуба из дуба, который предварительно 10 лет вымачивался в воде. Постепенно количество судов достигло 80 штук в день. Страна стала продавать суда, имея большую прибыль. Но приход Наполеона изменил ситуацию, разгромив арсенал, захватив корабли, разрушив «город в городе». Восстановить арсенал полностью не получилось. Сегодня этот комплекс стал достопримечательностью Венеции, подчиняется военному флоту Италии.

  Со стороны суши узнают старинное архитектурное строение по классическим воротам в форме триумфальной арки. Построенные по разработке Порта Маньи в 1460 году, в знак победы над Турцией, они надёжно скрывают территорию арсенала, внося дополнительную таинственность в его атмосферу. Двойные пилястры, крылатые львы, привезённые из Греции в 1687 году, множество классических статуй на мраморных плитах встречают туристов у входа в арсенал. На Пирейском льве и сейчас видна скандинавская надпись, написанная средневековым шрифтом в 11 веке. Арочные ворота считаются первым архитектурным строением классического стиля в Венеции.

  Второй вход в виде морских ворот для судов построен в 1687 году. Украшают его две величественные башни. Они соединяются самым древним деревянным мостом, сохранившимся в настоящее время.

  Вход на территорию арсенала без специального разрешения запрещался всегда. В прежние времена получали его у инквизиции после уплаты госпошлины. Делили деньги между собой писцы арсенала, ведущие строгий учёт входящих. Сейчас комплекс не выполняет свои первоначальные задачи. В роли памятника архитектуры используются стены, башни, ворота. Гавань служит морским портом Венеции.

  Сейчас на территории комплекса проводятся культурные мероприятия, ежегодная выставка искусства стиля модерн, фестивали Венеции. Развиваются проекты по реконструкции всех строений арсенала и использования их в роли современного развлекательного центра. Может быть, когда-нибудь,  оживут башни, появятся часовые, стражники, напоминая о жизни, бурлившей здесь в древности.

  Во время нашего пребывания в Венеции в некоторых зданиях Арсенала проводилась выставка, соответственно вход на территорию был по билетам. К счастью нам все же удалось пройти туда бесплатно. Мы знали, что на территории расположена настоящая  подводная лодка, и было очень интересно посмотреть на это судно (к сожалению про нее я не нашел какой-либо информации). Только найти туда проход очень проблематично. Заходили со стороны морских ворот, постоянно утыкаясь в закрытые ворота и заборы. В конце концов, найдя указатель на выставку в одном из ангаров, мы смогли попасть на территорию Арсенала. Думали, нас остановят, и развернут обратно, но никому мы были не нужны, даже полицейским, дежурившим на катере.

Для просмотра вам необходимо зарегистрироваться