Станция Овсяная [TR/21734]
Описание окружающей местности
Во второй половине XIX века Сергиевское развивалось как торговое село на пересечении трех путей: Посольской дороги, Муравского шляха и старой Мценской дороги. 1868 год ознаменовался событием – здесь прошла Московско-Курская железная ветка. На ее строительстве были заняты крестьяне, освобожденные от с/х работ. Они должны были иметь лошадь с телегой. Их ежедневный рацион составлял пять рублей в день, из них два рубля они платили за содержание лошади и постоялый двор.
На южной ветке в версте друг от друга были открыты две станции: Сергиево I (c 1904г. пассажирская станция «Паточная», а с 1964г. станция Плавск) и Сергиево II (c 1904 г. товарная станция «Овсяная» (открыта в 1898г.). Близ села открылось пассажирское движение, сергиевские купцы расширили географию торговли и смогли вести ее не только по всей России, но и за границей.
Прокладка в XIX веке железнодорожных путей существенно повлияло и на планировку села Сергиевского. Железная дорога, как по-живому, разрезавшая пополам село Сергиевское повлекла за собой переселение жителей, чьи дворы попались на пути строительства «железки», на новые территории.
Итак, в 1869 году на другом берегу Плавы открылась товарная станция Сергиево II. с 1904 по 1980-е годы называлась Овсяная (закрыта предположительно в конце 1980-х годов). При перестройке в 1950-е годы железнодорожного моста через Плаву трассировка самого пути поменялась и отступила от товарной станции, контора которой была приспособлена под жильё, а сейчас находится в заброшенном состоянии.
Раньше здесь выгружали и загружали зерно и прочие продовольственные товары, паковали грузы, сновали местные купцы с приказчиками, зорко следившими за благополучностью ввозимых и вывозимых товаров.
Интересна архитектура здания. Постройка - деревянная на полуподвале, симметричная, центральная, выступающая с двух сторон здания часть, увенчана поперечным мезонином. Эклектичность форм подчеркивает декор фасадов, выполненный по тесовой обшивке брусчатых стен, по бокам постройки имеются крыльца-террасы. Сложной конфигурации кровля до сих пор завершается сохранившимися печными трубами.
В здании размещались службы грузовых перевозок – товарная контора, ведавшая учётом всех отправляемых и прибывших грузов, взвешивавшая и опечатывавшая вагоны, руководившая артелями грузчиков, рассчитывавшая тарифы на перевозку, страховавшая отправки и выполнявшая много другой необходимой работы. Здесь же должна была находиться квартира начальника станции и его рабочий кабинет.
После закрытия станции в ней сделали что-то типа бараков и по комнатам расселили людей. Видимо, поэтому и сохранился этот прекрасный деревянный памятник архитектуры. Но сейчас уже никто там не живет, и здание постепенно разрушается.
Источники:
1. http://plavsktown.wixsite.com/city/st-plavsk
2. http://wikimapia.org/10598639/ru/%D0%96%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B7%D0%BD%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B6%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%86%D0%B8%D1%8F-%D0%9F%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D1%81%D0%BA
3. Шевчук А.В. Село Сергиевское – город Плавск. Справочник – путеводитель. Тула.-1994






