Описание окружающей местности

Епископ Вениамин

2 августа к могиле владыки Вениамина (Милова), епископа Саратовского и Балашовского, на старом Воскресенском кладбище Саратова приходит множество людей – это день его кончины. Владыка отошел ко Господу в память пророка Божия Илии в 1955 году. С тех пор и до сего дня людской поток к его могиле не иссякает, народная любовь к нему огромна. Можно утверждать, что на Саратовской земле это самый почитаемый подвижник.

Сам этот факт удивителен. Владыка находился на Саратовской кафедре всего несколько месяцев – с февраля по август 1955 года. Многие не знают подробностей его жизни просто потому, что до недавнего времени книги владыки были малодоступны (некоторые научные труды были опубликованы в конце ХХ века; дневники и письма, вышедшие впервые в издательстве Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, не переиздавались с конца 1990-х). Осталось очень мало людей, которые знали владыку лично. Однако уже несколько поколений верующих саратовцев приходит к месту его упокоения с твердым убеждением: «Здесь лежит наш святой».


О его биографии:

Виктор Дмитриевич Милов родился 8 (21) июля 1897 года в Оренбурге, в семье священника. Учился в Яранском духовном училище, Вятской духовной семинарии. В 1916 году поступил в Казанскую духовную академию, где находился под духовным влиянием инспектора академии архимандрита Гурия (Степанова). Учеба в академии была прервана Октябрьским переворотом.

7 апреля 1920 года владыкой Гурием, к тому времени епископом Алатырским, был пострижен в монашество в московском Даниловом монастыре с именем в честь священномученика Вениамина Персидского. 12 апреля того же года был рукоположен во иеродиакона, 8 октября – во иеромонаха.

В 1920–1922 годах учился в Высшей богословской школе при Даниловом монастыре, где в то время преподавали профессора ликвидированной новой властью Московской духовной академии. В 1922 году был удостоен степени кандидата богословия за сочинение «Жизнь и учение преподобного Григория Синаита». В апреле 1923 года возведен в сан архимандрита, назначен наместником московского в честь Покрова Пресвятой Богородицы мужского монастыря.

28 октября 1929 года архимандрит Вениамин был арестован и приговорен к трехлетнему заключению, которое отбывал в лагере в районе Медвежьегорска. Формальным поводом к аресту послужило обвинение в обучении детей Закону Божию в Покровском монастыре.

После освобождения с июля 1932 года по июнь 1938-го служил сверхштатным священником в храме великомученика Никиты во Владимире. 15 июня 1938 года вновь был арестован: ему ставилось в вину «участие в антисоветской организации». В документах о реабилитации указано, что на его допросах применялись «запрещенные методы ведения следствия», то есть пытки. Наказание архимандрит Вениамин отбывал в Устьвымлаге.

После освобождения в июле 1946 года он вступил в братство Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Преподавал во вновь открывшихся духовных школах апологетику, пастырское богословие, догматику и литургику. 14 июля 1948 года защитил магистерскую диссертацию «Божественная любовь по учению Библии и Православной Церкви». В 1948 году был утвержден в звании профессора, назначен инспектором МДА.

«Я хотел бы жить и умереть в Лавре», – говорил близким отец Вениамин. Однако этому желанию его сердца не суждено было исполниться. 10 февраля 1949 года он вновь был арестован и без суда и следствия, по материалам предыдущего следственного дела, выслан на поселение в Казахстан. Первые полтора года жил в колхозе близ села Байкадам, затем получил разрешение на переезд в город Джамбул, где до сентября 1954 года служил псаломщиком, регентом, затем священником в Успенской церкви.

 В августе 1950 года архимандрит Вениамин получил разрешение поселиться в г. Джамбуле. Как только облегчились условия его жизни (ненамного, потому что он оставался ссыльным и в прямом смысле слова не имел, где приклонить голову), он приступил к научной работе, к интеллектуальным трудам, которые были для него насущной внутренней потребностью: начал составление русско-казахского словаря.

Архимандрит Вениамин был освобожден в сентябре 1954 года. С октября 1954 по январь 1955 года он служил настоятелем храма пророка Божия Илии в г. Серпухове Московской области. 4 февраля 1955 года в Богоявленском Патриаршем соборе он был рукоположен во епископа Саратовского и Балашовского. Архиерейскую хиротонию возглавили Святейший Патриарх Алексий I и Католикос-Патриарх всей Грузии Мелхиседек III. Во время хиротонии владыка сказал, что переживает уже единонадесятый час своей жизни и она стремительно идет к своему Рубикону. За время своего короткого архиерейского служения владыка обрел огромную любовь саратовской паствы. «Владыка Вениамин был одаренным проповедником, – вспоминал архиепископ Ярославский Михей (Хархаров). – В Саратове, когда он только произносил слова обращения: “Дорогие, возлюбленные, Богом данные мне дети…”, причем сказанные с такой теплотой и сердечностью, что с этих начальных слов прихожане начинали плакать. Говорил он всегда с большим чувством».
Кончина владыки была неожиданной, скоропостижной. В среде его духовных чад существует убеждение, что она была насильственной. Это мнение приведено в том числе в справочнике «Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX веке». Протоиерей Владимир Тимаков вспоминает: «Ушел из этого мира владыка Вениамин при загадочных обстоятельствах. Указывали даже на споспешника смерти – келейника, но экспертизу Советы не проводили».

Богоборческая власть вела борьбу даже с уже покойным владыкой, стремилась стереть его имя из памяти людей: известно, что не раз предпринимались попытки разрушить его надгробие.

Однако у Бога нет мертвых, и настоящая любовь – любовь во Христе – не умирает. Только этим и можно объяснить, почему так любили и любят люди владыку Вениамина, почему сердцем чувствуют: «угодна бо бе Господеви душа его», как говорится в паремиях на день памяти преподобных отцов.


http://www.pravoslavie.ru/95821.html 

Для просмотра вам необходимо зарегистрироваться