Описание окружающей местности

Отправляясь в дальний путь куда – то,
Дал гудок прощальный товарняк.
И зажег прожектор элеватор –
Многолетний Гмелинский маяк.

В синем небе вспыхивают звёзды,
Из-за тучки выплыла луна.
Покрывалом ночи очень поздней
Гмелинку накроет тишина.

А наутро снова все проснется,
Потому что дел невпроворот,
Но пока еще не встало солнце
Доброй ночи, Гмелинский народ.

Пусть хороший сон тебе приснится
Я желаю, чтобы сбылось в нем –
Чистая, холодная водица
Каждый день приходит в каждый дом.

(Стихи Сулеймана Бикмурзина)

Село Гмелинка, административный центр Гмелинского сельского поселения. Железнодорожная станция Гмелинская  на линии Красный Кут – Верхний  Баскунчак. Село основано в 1906 году  при строительстве  ветки железной дороги от Астрахани до Саратова. Село названо в честь путешественника и естествоиспытателя Самуила Готлиба Гмелина, который по заданию Санкт-Петербургской академии наук изучал  степи Заволжья.

В то время за сутки проходил только один товарный поезд. В нашей местности всегда была огромная проблема с водой, поэтому в 1907 году был выкопан пруд – нынешняя водокачка. Это дало возможность тому, что по железной дороге стали ходить два раза в неделю пассажирские поезда.

В 1909 году начали строиться жилые дома, которые располагались вблизи железной дороги и дали начало селу Гмелинка.

В 1906 году был построен первый резервуар для хранения запасов воды.

В 1926 году началась строиться нефтебаза, а в 1927 году был построен первый элеватор и был вырыт второй резервуар для накопления запасов воды завезенной по железной дороге.

До 1918 года Гмелинка входила в Самарскую губернию Новоузенского уезда, 19 октября 1918 года декретом Совета народных Комиссаров РСФСР была образована область немцев Поволжья. В ее состав вошел и Новоузенский уезд Самарской губернии.

19 декабря 1923 года постановлением ВЦИК И СНК РСФСР автономная область была преобразована в АССР немцев Поволжья.

18 января 1935 года ВЦИК утвердил новую сеть кантонов. В результате разукрупнения были образованы новые кантоны в их числе был и Гмелинский, который существовал до 1941 года. В сентябре месяце он вошел в состав Сталинградской области.

В 1935 – 1941 годах село являлось центром Гмелинского кантона АССР немцев Поволжья.

С 14 по 17 августа 1941 года немецкое население было депортировано с территории АССР немцев Поволжья.

В1941- 1950годах – село центр Гмелинского района Сталинградской области.

27 июля 1950 года  Гмелинский район Сталинградской области  ликвидирован  и его территория вошла в состав Старополтавского  района.

Важнейшем объектом села является железнодорожная станция, во время бомбежки 2 октября 1942 года на станции было разрушено здание вокзала и одна из водонапорных башен, в срочном порядке было решено построить временное здание. Позже его обложили кирпичом и в таком виде оно существует и поныне.

Немного истории:
2 октября 1942 года в 16-00 ч. на станцию Гмелинская налетели 9 немецких бомбардировщиков Юнкерс – 88. По данным поисковиков, тактика фашистов была следующая: утром с аэродрома «Восточный» в Ростовской области вылетели немецкие разведывательные самолеты, которые курсировали от ст. Эльтон до ст. Урбах. Затем они направили бомбардировщики. В этот момент на станции Гмелинская находилось одновременно по нескольку эшелонов с военной техникой 5ГАП БМ ( гаубичный артиллерийский полк большой мощности), беженцами, с военными и боеприпасами. На станциях Гмелинская и Палласовка в бой с немецкой авиацией вступила зенитная артиллерия ПВО, но первые бомбы падали именно на расчеты зенитных орудий, немецкая тактика оставалась постоянной - сначала уничтожить зенитчиков, потом спокойно и методично бомбить эшелоны, железнодорожные пути, служебные и жилые помещения. На станциях были разбиты и горели вокзалы, разбиты и подожжены водонапорные башни, вагоны. После первых взрывов авиабомб загорелись вагоны со снарядами, которые начали взрываться, поражая своими осколками военнослужащих, железнодорожников и гражданское население. Всего в этот день 5 ГАП потерял только убитыми около 60 человек солдат и командиров, число раненых было больше. Убитых похоронили, а в послевоенное время поставили памятники в Гмелинке и на вокзале ст.Палласовка.

http://gmelinskoe-sp.ru/index/0-2 
https://infourok.ru/issledovatelskaya_rabota_istoriya_sela_gmelinka-564848.htm 

Для просмотра вам необходимо зарегистрироваться