Описание окружающей местности

Королёв – город в ближайшем Подмосковье. Статус города имеет с 26.12.1938. Но история его началась гораздо раньше. Город имеет два исторических центра: Подлипки и Костино. Речь пойдёт о Подлипках.

Эта местность начала заселяться, как дачная ещё до революции, на рубеже 19-20 веков. Об этом говорит название станции Подлипки-дачные, открывшаяся в 1912 году. После революции началась бурная индустриализация этих мест. Сначала в 1918г из Петрограда сюда переехал Орудийный завод, позднее названный именем Калинина. В начале 1930-х появились ещё два оборонных завода: завод №38 Л.В. Курчевского, выпускающий динамореактивные безоткатные пушки и авиационное КБ-29. При заводах начал расти и рабочий посёлок, основанный в 1928 году и получивший название Калининский. Оборонка в СССР была в фаворе, а стало быть, посёлок решили сделать наисовременнейшим, образцово-показательным, рационально спланированным и удобным для проживания. Симметричная звездообразная планировка улиц, высокие четырёхэтажные дома, парк в центре, баня в виде трактора - такое многим городам того времени и не снилось! Первыми были построены деревянные одноэтажные дома на две квартиры в южной половине посёлка. Сейчас многие снесены, а оставшимся недолго осталось стоять. Затем, ближе к железной дороге, был построен большой квартал многоквартирных домов в стиле конструктивизма. Это треугольник между улицами Ленина – Коминтерна – железной дорогой. Треугольник же делится улицей Карла Либкнехта на две части: «остряк» застроен более элитными трёхэтажными домами в 1924-1930 годах, и «трапеция», застроенная более простыми четырёхэтажными домами, построенными одновременно в 1930 году. В этих более простых домах не было ванных, посему на ул Ленина была построена баня, да не простая, а в виде трактора! В то время идеология воспевала обобществление всего: будь то баня вместо ванных, будь то общепит (фабрика-кухня) вместо кухонь в квартирах. А впрочем, коммунальные кухни в квартирах таки были, а позднее именно в них были сделаны ванные. Другая сторона улицы Коминтерна тоже застроена такими же четырёхэтажками без ванн в 1930-34 годах, но там лишь небольшой квартальчик. Помимо домов строились и здания инфраструктуры: школы, больница, клуб завода имени Калинина, ну и упомянутые фабрика-кухня, баня. Как всё это выглядело, хорошо видно на немецких аэрофотоснимках 1941-42 годов. См. здесь:

http://www.wwii-photos-maps.com/aerialmoscowscans/GX1182SG/slides/GX1182SG-127.html
И здесь: http://www.wwii-photos-maps.com/aerialmoscowscans/GX1182SG/slides/GX1182SG-125.html

В залинейной части Подлипок, на улице Грабина в 1936-39 годах построены четыре дома уже в стиле, переходном от конструктивизма к ампиру. В том числе «дом-пароход» Грабина 3. (К сожалению, эти дома из маршрута выпадают, наверно им придётся посвящать отдельный тайник.)

В 1930 году через Подлипки пошли электрички. До Щёлково. Причём до Мытищ шла шестивагонная электричка, а в Мытищах её расцепляли надвое. Передние три вагона шли до станции Пушкино, а задние сворачивали на Подлипки и шли до Щёлково (а с 1936 – до Монино).

Источники информации:

-википедия: история Королёва
-ЖЖ Николая Калашникова, статья про Королёв http://zabyg17.livejournal.com/112543.html
-диск Николая Калашникова «Города Подмосковья. Архитектура ХХ века» 2007г
-про заводы http://yubik.net.ru/blog/2018-01-28-1075
-про электрички http://www.noorderlingen.org/pages/losinka-33.htm
-сайт pastvu.com – фотографии, комментарии к ним
-собственные исследования

Для просмотра вам необходимо зарегистрироваться