Казанская церковь в Верхнем Авзяне [VI/20676]
Описание окружающей местности
Авзян – старинное село России.
Здесь древние хребты, места лесные
Разнеживает Белая река;
В ней отражаются века.
Здесь твёрдая хозяйская рука
Купцов российских зачинала дело.
Век восемнадцатый решительно и смело
Вторгался в глухомань, и у реки
Рубили избы, домну возводили,
Чугун варили для российских нужд
И ковкое железо на потребу.
Здесь силушкой мужик российский дюж,
Здесь дух российский креп, одерживал победу
Над временем и над людской бедой.
Сегодняшний Авзян над былью вековой
Возносится и обретает силу.
Авзянское село – тот уголок России,
Где русская душа традиции хранит.
Здесь птицей в небесах мечта парит,
Что завтра будет лучше, чем вчера,
И что придёт счастливая пора,
И леспромхоз расширит своё действо
А каждое авзянское семейство
Внесёт свой вклад в развитие села
И зазвонят опять колокола
О славе и величии народа
В любых веках, в любую непогоду
Могучий дух тут властвовал всегда,
Запечатляясь в песнях и преданьях,
Авзянский хор потомкам в назиданье
Восславил отчий край. Хотя беда
Не раз стучалась в окна всей России
И ратный труд авзянцам был по силам.
Своих героев помнят здесь и чтут
Авзян – село надежды. Встанет тут
День завтрашний – счастливый и удачный.
Авзянцам по плечу и новые задачи
Во имя мира, счастья и любви.
Живи, Авзян, в веках! Живи!
И лебедей авзянский пруд качает
Как знак, как символ доброго начала.
Живи, Авзян, в веках, живи
Во имя мира, счастья и любви!
Автор - Нина ЗИМИНА
Село Верхний Авзян было основано в 1754 г. русскими переселенцами, в связи с началом строительства Авзяно-Петровского чугуноплавильного завода.
Завод основан графом П. И. Шуваловым в 1755-56 годах, образовав полноценный комплекс из железных рудников, углежогного, чугуно-плавильного и молотобойного производства, а строительство пристани на реке Белой предоставило возможность транспортировать продукцию до Нижнего Новгорода. В качестве рабочей силы граф Шувалов перевез своих крестьян из Калужской губернии. В 1760 году завод выкуплены Евдокимом Демидовым.
К началу Пугачевского восстания в 1773 году заводской комплекс включал две доменные печи и 12 кричных горнов и два горна для выплавки стали, 12 молотов для производства листового железа с приводом от водяных колес. 17 октября Пугачёв отправил на Авзяно-Петровские заводы своего атамана Хлопушу с указами к заводским приказчикам и крестьянам[1]. Требовалось организовать литьё пушек и ядер для восставших. Убедив заводских крестьян в том, что послан действительным императором Петром Фёдоровичем и организовав литье ядер, Хлопуша, кроме того, собрал полк в 500 человек, взял на заводах 6 пушек, 120 лошадей, стадо быков и прибыл обратно в Бердскую слободу, получив за это от Пугачёва звание полковника. После разгрома под Оренбургом весной 1774 года, остатки армии Пугачева прибыли на Авзяно-Петровские заводы 8 апреля, пробыв тут до 12 апреля. Пополнив войско местным Авзянским полком, пугачевцы выступили в сторону Белорецкого завода, после чего опустевшие заводы через месяц были сожжены отрядами башкир из числа восставших.
Заводы были восстановлены лишь через 4 года в 1778 году, но прежней производительности не достигли. В дальнейшем заводами владели В. С. Демидов, с 1796 — М. П. Губин, с 1858 — Н. Е. Тимашев, с 1859 — Д. Е. Бенардаки. С именем последнего связано возрождение и технологическое развитие заводов. В 1870-х годах заводы были переданы в казённую опеку, так как наследники Д. Е. Бенардаки были объявлены несостоятельными. В 1897 Нижне-Авзянопетровский сгорел, после чего Верхне-Авзянопетровский завод был выкуплен Урало-Волжским металлургическим обществом, в 1900-го по 1918-й годы контроль над заводом перешел к Управлению общества Комаровских железнорудных месторождений и Южно-уральских горных заводов.
Церковь Казанской иконы Божией Матери была построена в 1877 году заводовладельцем дворянином Дмитрием Егоровичем Бенардаки. Церковь трёхпрестольная: кроме главного, есть ещё престолы во имя Св.Николая Чудотворца и Св.муч.Дмитрия Солунского. Проектировал церковь в духе классицизма заводской архитектор Николай Захаров. К постройке даже были привлечены итальянцы. Колокольня достигала высоты 40 метров.
В 1929 году власти попытались закрыть Казанскую церковь, однако верхнеавзянцы не позволили сделать это. Но уже через год храм был закрыт. Согласно протоколу церковники якобы сами, высказались за закрытие церкви и передачу церковного имущества сельсовету. Понятно, что этот докумен был сотворён самими же властями для того, чтобы придать факту насильственного закрытия церкви и грабежа церковного имущества этакий «законный» характер. Такую тактику большевики использовали довольно часто.
Долгое время при советской власти в здании церкви распологался клуб. Колокольня и купол были полностью разрушены, уничтожены фрески, переделаны оконные проёмы и нарушена совершенно уникальная система отопления храма. В подвальном помещении церкви сохранилась относительно небольших размеров печь, которая отапливала весь храм. Рядом с печью находится чугунный котёл, из которого нагретый воздух поступал в так называемые тепловые ходы, проложенные внутри стен и под полами. Ходы эти «окнами» выходили под огромный купол, наполняя его горячим воздухом. Остывая, воздух уже по другим ходам возвращался в котёл. Так, совершенно естественно, без каких-либо вспомогательных механизмов работала эта система отопления, и авзянцы вспоминают, что зимой в церкви было очень тепло. Когда в здании церкви расположился клуб, власти посёлка распорядились соорудить там аж четырнадцать голландских печей… После этого зимой в клубе всегда было холодно.
В феврале 1992 года в Верхнем Авзяне состоялось первое приходское собрание: православная жизнь посёлке началась возрождаться. В 1994 году верующим людям был возвращён храм. Сейчас он частично восстановлен. Вновь выстроены световой барабан и купол, колокольня. Восстановительные работы продолжаются.
Источники: Википедия, Уфимская епархия





