Описание окружающей местности

Под станционным поселком Елизаветино среди лесов и болот затерялось место, которое известно не всякому краеведу. Между тем это место с очень трагической историей. На некоторых картах оно обозначено как Борницкая лесная дача. Здесь во время войны фашисты расстреляли (по другим источникам - сожгли) 70 душевнобольных пациентов располагавшегося тут отделения психиатрической лечебницы...

Дойти до Борницкой лесной дачи непросто. С шоссе Гачина-Волосово, немного не доезжая Елизаветино, поворачиваем по указателю «Елизаветинский карьер 3 км». Дорога приведет к действующему карьеру.  Шлагбаум обычно открыт.  Если дорога (или ваш джип) позволяет - можно проехать ещё пару километров до начала просеки на окраине Верепьевского поля.  Если нет, то лучше оставить машину здесь (N 59° 27.966'  E 29° 47.799').

Дорога от карьера идёт через лес и вскоре приводит на Верепьевское поле. До войны тут располагалась небольшая старинная деревня Верепье ингерманландского происхождения. Название деревни переводится как «кривой бок».

С осени 1941 года в Верепье существовала одна из баз Волосовского партизанского отряда. Заходили сюда для пополнения запасов продовольствия и другие отряды. Это стало главной причиной уничтожения населенного пункта отрядом прибывших карателей. Часть деревня была сожжена фашистами в 1942 году, часть при отступлении в январе 1944 года. Впоследствии после освобождения деревня не была восстановлена.

Через Верепьевское поле проходит несколько полевых дорог. Нам нужна боковая левая, начинается здесь (N 59° 27.447'  E 29° 48.223'), которая выведет к началу лесной просеки (N 59° 27.226'  E 29° 49.038'). По этой просеке нужно идти до самого конца. 

По словам встреченных нами в урочище товарищей на квадриках, летом эта дорога, начиная с точки N 59° 27.090'  E 29° 50.141',  сильно зарастает, а после дождей раскисает и на велосипедах и квадроциклах по ней не проехать, только пешком.

Рядом располагается огромное Верепьевское болото. Для кабанчиков тут райский уголок, поэтому по пути встречаются охотничьи засидки.

Приблизительно через три километра просека в лесу выводит к Борницкой лесной даче или урочищу Трудколония, как оно обозначено на Викимапии.

Со времен императора Павла I этот отрезок леса, граничащий с помещичьими владениями усадеб «Дылицы», «Пятая Гора» и «Малое Заречье», входил в состав лесной дачи Гатчинской дворцовой волости.

Здесь находились охотничьи угодья царской фамилии и существовал дом лесного смотрителя. Во второй половине XIX века была построена охотничья усадьба: двухэтажный каменный дом со службами. Она предназначалась для кратковременных остановок императорской семьи и их высочайших гостей.

В окрестные верепьевские леса неоднократно приезжали на охоту государи императоры Александр I, Александр II и Николай II. В их отсутствие здесь проживали многочисленные смотрители и лесные обходчики. Здесь находилось что-то вроде управления лесными угодьями.

Впоследствии за этой усадьбой закрепилось название Борницкая лесная дача, так как местный лесной массив был приписан к Борницкому участку.

После Октябрьской революции царская охота была упразднена и национализированную усадьбу заняла трудовая сельскохозяйственная коммуна. Она занималась добычей торфа.

 С тридцатых годов в бывшей лесной усадьбе стало располагаться отделение психиатрической больницы имени П.П. Кащенко.

Когда началась война, пациентов психбольницы эвакуировать не успели.

Зелёная дача упоминается в автобиографическом романе Александра Клейна «Дитя смерти».

Александр Клейн попал в плен, прошел гатчинский концлагерь и находился до момента освобождения на правах переводчика у одного из немецких офицеров - Хорста фон Бляйхера по прозвищу Барон, прибывшего в качестве местного помещика налаживать работу сельского хозяйства.

Вот что писал Александр Клейн в своей книге:

«В сухом месте, за урочищем, за болотами - был сумасшедший дом. Как немцы пришли, всех уничтожили. Они сумасшедших не держат. А сейчас в этом доме стоит Рота или взвод Озорники. Так по девкам и шастают. Что плохо лежит в деревне - тянут. Хуже немцев... «

Уничтожение душевнобольных было совершено в ноябре 1941 года. Сам же больничный филиал враги сожгли скорее всего при отступлении, так как во время оккупации здесь базировалась группа власовцев - солдат Российской освободительной армии.

Сейчас на небольшой лесной полянке можно увидеть остатки нескольких сооружений. Сложены они из больших валунов и плитняка со вставками из красного кирпича.

Развалины побольше - это бывшее двухэтажное здание психиатрической больницы.

В развалинах поменьше находились хозяйственные постройки.

В 2012 году на областном уровне было принято решение о строительстве в урочище свинооткормочного комбината на 220 тысяч свиней. Началась настоящая битва за сохранение этого места. Пока что всё затихло.

Сейчас Борницкая лесная дача - место малопосещаемое, практически неизвестное, здесь тихо и пусто. Можно было бы даже сказать, что умиротворенно, если не знать, какие ужасы и зверства тут происходили.

Для просмотра вам необходимо зарегистрироваться