"Пётръ". Петербург Александра Блока [MS/19363]
Описание окружающей местности
«Петр»
Евг. Иванову
Он спит, пока закат румян.
И сонно розовеют латы.
И с тихим свистом сквозь туман
Глядится Змей, копытом сжатый.
Сойдут глухие вечера,
Змей расклубится над домами.
В руке протянутой Петра
Запляшет факельное пламя.
Зажгутся нити фонарей,
Блеснут витрины и троттуары.
В мерцаньи тусклых площадей
Потянутся рядами пары.
Плащами всех укроет мгла,
Потонет взгляд в манящем взгляде.
Пускай невинность из угла
Протяжно молит о пощаде!
Там, на скале, веселый царь
Взмахнул зловонное кадило,
И ризой городская гарь
Фонарь манящий облачила!
Бегите все на зов! на лов!
На перекрестки улиц лунных!
Весь город полон голосов
Мужских - крикливых, женских - струнных!
Он будет город свой беречь,
И, заалев перед денницей,
В руке простертой вспыхнет меч
Над затихающей столицей.
А. Блок, 1904
Это стихотворение А.Блока одно из наиболее известных, но обычно оно никак особо не анализируется и не обсуждаетя. На первый взгляд это логично - о чем собственно здесь говорить - привычный пример прославления деяний Петра Великого, можно сказать проходной сюжет русской литературы. Кто только не отметился на этом поприще, вот и А.Блок не прошел мимо.
Но мне такой подход представляется несколько упрощенным. Сразу оговорюсь, что я никоим образом не являюсь специалистом или даже просто любителем литературовдения. Поэтому прошу не судить сурово, если изложенное ниже покажется ересью или ерундой, или может быть даже всем очевидной вещью. Я просто решил создать геокешерский тайник и связать его с нашим городом и со стихотворением А.Блока.
Итак, давайте внимательно перечитаем приведенное выше стихотворение. Весь сюжет его разворачивается вокруг памятника Петру I в руке которого возникает то один, то другой предмет. Это не удивительно - часто на памятниках властителей изображают сжимающими в руке атрибуты власти или доблести и мужества. Но здесь все иначе - рука Петра, простертая в сторону Невы и места основания Города, пуста... В этом нетрудно убедиться, взглянув снизу на памятник (если Вы уже пришли в координаты, данные в заголовке тайника). На вершину скалы, которая взметнулась вверх гребнем каменной волны, взлетел всадник. Конь встал на дыбы, всадник привстал на стременах, удерживая коня и разглядев с высоты что-то невидимое другим, радостно и гордо простер свою десницу. Это жест является кульминацией всего памятника, в нем сосредоточена вся энергия и смысл композиции. Кажется, что Петр поднимает своей рукой новую столицу и одновременно всю Россию над бездной мрака из низких болотистых берегов.
Но жест Петра содержит и некую недоговоренность, неоднозначность. Думается, что именно это почувствовал А.Блок, и отразил в своем стихотворении. Он как бы стремится мысленно конкретизировать, закончить этот жест. В результате перед взором поэта в руке Петра проявляются вполне реальные предметы, которые, на самом деле, имеют глубочайшее символическое значение. Если внимательно перечитать стихотворение, то мы увидим три таких предмета. Нет ничего странного в том. что каждый из них символизирует направление, род государственной деятельности. И именно в этих направлениях преобразования Петра Великого были наиболее существенны. Так что можно полагать, что А.Блок "запечатал" (это слово А.Блок употребляет в ряде подобных случаев) в своем стихотворении основные реформы Петра I.
Но поэт пошел дальше - он не только отдает дань глубокого уважения Петру I, как реформатору, но и видит их оборотные стороны. В этом смысле стихотворение вполне соответствует неоднозначности самого памятника. В выстраиваемой поэтом череде образов присутствует и обыденность и изящество, фривольность и разнузданность, гротеск и мистика. Здесь и "городская гарь" и "зловоние" и ухмыляющийся "клубящийся змей". Но наиболее неоднозначен завершающий аккорд этого стихотворения: будет ли Петр действительно "беречь свой город" или он размахнется, разрубит и отбросит его обратно в безду и начнет все сначала, как некий древний и дикий бог. Нет ответа...
=================================================
История установки памятника Петру I подробно изложена в тайнике "Последний путь "Гром-камня" (автор Sergio79).





