Армянская церковь Спасителя [TR/1868]
Описание окружающей местности
Внимание! Данный тайник входит в условия диплома
"Хач." Это означает, что посетив нижеперечисленные тайники, Вы можете претендовать на получение данного диплома.
Описание диплома:
Диплом «Хач» посвящен армянским храмам, расположенным на территории АР Крым.
Диплом «Хач» изготовлен в электронном виде, доступном для самостоятельной распечатки претендентом.
На получение диплома могут претендовать лишь игроки, зарегистрированные на сайте www.geocaching.su
Диплом ограничений по срокам выполнения не имеет
Ответственным за работу с дипломом «Хач», в настоящий момент, является Евгений Гарнаев (G-H)
Условия:
Для получения диплома претендентам необходимо посетить следующие тайники:
Сурб Степанос [www.geocaching.su]
Сурб Хач [www.geocaching.su]
Армянская церковь Спасителя [www.geocaching.su]
Хач [www.geocaching.su]
Интересная завязка получилась со старыми армянскими храмами. Спустившись с Кубалача (а было это 30.07.06), мы встретились с Апельсином, который предложил осмотреть руины армянских храмов в Тополевке и в Богатом. Осматривая храм в Тополевке, я сказал, что неплохо было бы заложить здесь тайник. Но коробочка была одна, и Апельсин посоветовал создать тайник в Богатом. А то, что здесь тайник уже был заложен RIO1, и мы буквально по нему ходили - не знал. Так что, после осмотра Тополевского храма, поехали в Богатое, где и заложили тайник. Тайник был заложен 30.07.06, но описание по техническим причинам, даю только сейчас, спустя 2 месяца.
Вот краткие сведения о храме Спасителя в Богатом, бывшем Бахчи-Эли.
Григорий Москвич в своем известном "Путеводителе" пишет:
«В 12 вер. от Карасубазара находится небольшая деревушка Бахчи-Эли, при которой расположен древний армянский монастырь Св. Ильи. Постройка его относится к средним векам. В настоящее время монастырь заброшен и служба в нем происходит один раз в год в день Св. Ильи (20 июля).»
А вот описание, взятое из путеводителя И.Н. Лезиной «От Белогорска до Судака» (Симферополь Издательство "Таврия" 1978):
"Глава Богатое.
Экскурсия к памятнику архитектуры. В километре от села находится средневековый армянский храм, с которым интересно познакомиться.
В XI-XII вв. часть армян, спасаясь от угнетателей, турок-сельджуков, вынуждена была покинуть родину. Некоторые обосновались в Крыму, главным образом между Белогорском и Феодосией, где и сохранился ряд исторических памятников этого народа.
От моста в центре села надо идти вверх по течению Кучук-Карасу (речка после того, как вы перейдете через нее, все время будет оставаться справа). Через несколько минут на развилке у мельницы идите влево, к югу: За последними домами дорога, пройдя между старыми орехами, повернет вниз, к речке. Здесь, на повороте, надо перейти на тропу, сохраняя южное направление. Вскоре заметите слева следы разрушенных монастырских келий и подниметесь мимо них на горку, где на зеленой лужайке в конце каштановой аллеи стоит храм. Исходя из стиля постройки, его относят к XIV в.*. У здания три входа; северный и южный имеют вид портала. Стены и свод храма, а также многочисленные стенные ниши украшены резьбой по камню. Рельефные изображения у алтаря выполнены на евангельские сюжеты. Необычен свод храма: по краям он стрельчатый ("двускатный"), а в центре крестовый, состоящий как бы из четырех сводов, "встречающихся" в верхней точке. Из темных низких помещений, расположенных позади апсиды, ступеньки в толще стены ведут еще в одну камеру под крышей. Этот памятник интересен тем, что в нем сочетаются элементы национальной армянской архитектуры (например, орнаментальная резьба по камню, рельефы вместо росписи стен) и западноевропейской (протяженная форма базилики у здания, крестовый свод).
* А. Л. Якобсон. Армянский монастырь XIV в. близ Белогорска в Крыму. Историко-филологический журнал АН Армянской ССР. 1964, № 4, с. 230.
К сожалению, храм подвергается разрушениям: от южного портала остались развалины, исчез рельеф "воскресение" (то и другое еще цело на фотографии начала 1960-х годов). Этот памятник средневековой архитектуры находится под охраной государства. Принятый в 1976 г. закон "Об охране и использовании памятников истории и культуры" предусматривает наказание, вплоть до уголовного, за нанесение ущерба памятникам, о чем следует помнить некоторым нерадивым туристам...
Первоначально храм носил имя Спасителя; во второй половине XIX в. при нем был монастырь св. Ильи, куда приезжали не только молиться, но и укрепить здоровье, пожить среди красивой природы. Очарованная окрестностями Бахчи-Эли путешественница А. Горчакова рассказывает: "Долина, славящаяся своим плодородием между всеми долинами Крыма, сплошной массой густых садов и течением быстрой светлой речки, наполнена удивительной свежестью, плодотворной влагой и невообразимым благоуханием, словно все цветы, все травы мира соединились в один громадный стог..."*. И вы сами убедитесь во время этой прогулки, насколько привлекательна долина Кучук-Карасу.
* А. Горчакова. Воспоминания о Крыме. М., 1884, ч. 2, с. 115.»
Осматривая остатки храма, я был поражен мастерством старых мастеров, возведшим внушительное сооружение без раствора, украсившим его искусной резьбой, остатки которой еще кое-где сохранились. И подумалось, а почему храм этот, которому всего то лет 600, дошел до такого состояния? За рубежом видел храмы, стоящие по тысяче и более лет и еще века простоят. Обидно, что государство наше неспособно сохранить памятники истории. А может дело не в государстве? Может быть, сознание наше еще не готово чтить историю, какой бы религии и вероисповедания ни была бы она.
В общем, будет интерес – съездите, посмотрите. Добраться к руинам можно любым видом транспорта. Расстояние от автобусной остановки до храма не более километра. Удачи в поисках!
29.09.07 направляясь в сторону Меганома, посетитли тайник и убедились, что он разорен. Перезаложили тайник в стороне от храма, поместив его у ствола куста, растущего в 30 метрах к северо-северо-западу от места прежней зеаладки. Координаты в заголовке тайника изменены!







