Нагайская бухта [VI/18351]
Описание окружающей местности
Бу́хта Нага́ева (разг. Нагаевская бухта)— бухта в Тауйской губе Охотского моря (Магаданская область). Вдаётся в меридиональном направлении на 16 км в западную часть полуострова Старицкого. Хорошо защищена с трёх сторон (кроме западной) и считается лучшей стоянкой для судов в Охотском море. На восточном побережье бухты расположен город Магадан, на северном — Магаданский морской торговый порт. Приливы до 4
.
Бухта Нагаева с давних времён привлекала особое внимание мореплавателей — русские и иностранные корабли часто укрывались здесь от штормов и пополняли запасы пресной воды. Участник Гидрографической экспедиции Восточного океана под руководством М. Е. Жданко, составлявшей с 1911 года лоцию Охотского моря, Б. В. Давыдов назвал впоследствии бухту «лучшей якорной стоянкой во всем Охотском море».
До 1912 года камчадалами бухта Нагаева называлась бухтой Волок, а эвенами — Миекан (до 1875 года полуостров Старицкого назывался Миеканским). Другие транскрипции эвенского топонима «Миекан»: «Монгодан» и «Магадан» — именно последней суждено было обрести всемирную и мрачную известность…
В начале ХХ века, по предложению участников гидрографической экспедиции М. Е. Жданко, бухте Волок было дано новое название в честь выдающегося гидрографа XVIII века адмирала Алексея Ивановича Нагаева, а бухта Монгодан была переименована в бухту Гертнера в честь участника экспедиции Жданко — капитана 2-го ранга К. Н. Гертнера.
В период массовых сталинских репрессий бухта Нагаева использовалась как пересыльный пункт для вновь прибывших морем заключенных для отправки их далее по этапу в лагеря Магадана и Колымы. В целях обеспечения имеющихся и планируемых работ «Дальстроя», на территориях, где постоянное население ранее практически отсутствовало, на основании приказа ОГПУ от 01.04.1932 г. № 287/с был создан Северо-Восточный исправительно-трудовой лагерь(Севвостлаг или УСВИТЛ). Первый этап заключённых (не менее 100 человек) прибыл в бухту Нагаева на пароходе «Сахалин» вместе с другими вольнонаёмными работниками гостреста и стрелками военизированной охраны 4 февраля1932 года. Затем, с открытием навигации 1932 г. в бухту Нагаева начался массовый завоз заключённых. Генрих Ягода приказал выделить для «Дальстроя» 16 тысяч вполне здоровых заключённых[2]. Однако, данный план был «недовыполнен». Поздней осенью 1932 года на Колыму было доставлено 12 тысяч заключённых. Итог: никто из ЗЭКов, охранников и овчарок не пережил Колымской зимы. Из заключённых 2-й очереди, доставленных на Колыму осенью 1933-го зиму пережил каждый 50-й. «Счастливее» оказалась 3-я очередь 1934 года: большинство выжило.Именно в этот год на Колыме начинается масштабное строительство Колымской трассы и других дорог, речных портов, аэродромов и посёлков. Основанный в 1929 г. посёлок Магадан стал «столицей» лагерного края.
Магадан построен на голом месте руками ЗЭКов. Прямо от моря идёт вымощенная костями Колымская трасса]
И в первую очередь — именно силами заключённых «Дальстрой» был превращён в крупнейшую хозяйственную организацию страны, выполнявшую и перевыполнявшую поставленные перед ней задачи по промышленному освоению Колымы. Бухта Нагаева, в этой связи, упоминается в произведенияхВарлама Шаламова (Воспоминания «О Колыме»).
С 1937 года в бухте Нагаева располагалась администрация СВИТЛ (Северо-восточного исправительно-трудового лагеря).
19 декабря 1947 г. в бухте Нагаева взорвался корабль «Генерал Ватутин».
В 1963 году ледокол «Москва» впервые осуществил зимнюю проводку судов.
Любителям творчества Владимира Высоцкого бухта Нагаева известна по песне «Я уехал в Магадан»



