Описание окружающей местности

Одним из самых видных зданий Евпатории является замечательный памятник архитектуры – весьма внушительный по своим размерам и величественный по очертаниям православный собор, зримо возвышающийся над окружающей городской застройкой.

Свято-Никольский Собор является удивительным памятником храмового строительства. Он считается малой копией  Собора Святой Софии в Константинополе, но в  отличии от последнего – действующий православный храм.

Этот собор был заложен в Евпатории в конце 19 столетия и являлся в Крыму  вторым по величине, площади, высоте и вместимости после Владимирского собора Херсонеса.

Храм, без всякого сомнения, главная доминанта исторической части Евпатории, наряду с мечетью Джума-Джами и греческой церковью св. Ильи, определяет со стороны моря архитектурный силуэт города. На рубеже XIX-XX вв. эта постройка воспринималась жителями и гостями города еще более грандиозной в силу того, что она находилась преимущественно среди одноэтажных и очень скромных строений. Лишь между ней и творением Хаджи Синана располагались два двухэтажных европейского типа здания середины XIX вв. Основное же окружение собора начало формироваться после завершения его строительства и в значительной степени благодаря ему.

Святитель Николай – покровитель мореплавания и торговли, и это придает храму особую значимость в портовом городе, каковым всегда являлась Евпатория.

Православный собор на 2000 верующих спроектировал известный архитектор Председатель Императорского Одесского технического общества Александр Иосифович Бернардацци.

Свято-Николаевский собор  в техническом отношении является весьма оригинальным и смелым сооружением. При его разработке мастер полностью отказался от традиционных, несущих на себе основную тяжесть купола, пилонов. Храм в плане представляет собой восьмиугольник (октагон), перекрытый огромным монолитным бетонным куполом, диаметром 18 метров и весом 156,6 тонны.

Купол выполнен по собственным точным расчетам В.А. Геренека, осуществлявшего непосредственно инженерное наблюдение за ходом строительных работ, и является наиболее интересной особенностью постройки, инженерным новшеством того времени. В верхней части барабана число граней удваивается, в каждой из которых имеется световое окно. Посредством бетонных опалубок грани барабана слиты с монолитным перекрытием. Боковые куполки, примыкающие к основному зданию, служат своеобразными контрфорсами, погашая распор главного купола.

Не нарушает, скорее даже подчеркивает общий композиционный строй квадратная колокольня.

Превосходно включив свою постройку в пейзаж морского берега, Бернардацци сделал Свято-Николаевский собор организующим центром всего архитектурного облика Евпатории.

Храм возвели в честь освобождения Крыма и Евпатории от захватчиков в период Крымской войны 1854-1856 годов. В начале 90-х годов 19 века начался сбор пожертвований на строительство.  Началось строительство на месте пострадавшей во время оккупации Николаевской церкви. Инициатором постройки был протоирей Яков Чепурин, которому помогали все городские общины – караимская, еврейская, армянская, мусульманская и греческая. По указу императора Александра Третьего на постройку Собора Святого Николая Чудотворца было выделено из казны 36000 рублей.

В 1916 году Собор Святого Николая Чудотворца  посетил российский император Николай Второй.

Революция принесла Собору множество испытаний. Его открывали и закрывали, использовали для хранения пшеницы, в нем находилась художественная мастерская. Чудом можно назвать то, что Собор Святого Николая Чудотворца практически без потерь пережил Великую Отечественную войну.

Источник

Для просмотра вам необходимо зарегистрироваться