Сибирь на берегах Арно [VI/17686]
Описание окружающей местности
Среди многих иностранцев, проживавших во Флоренции на протяжении ее многовековой истории, Демидовы занимают особое место.
Они единственные, кому посвящена площадь – та, что на набережной реки Арно в квартале Сан-Никколо, и улица - Виа делла Вилла Демидов в районе Новоли, где находилась их загородная резиденция. Они удостоились такой чести не за свою профессиональную деятельность и не за творческие успехи, как это обычно бывает: так, например, возникли во флорентийском парке Кашине аллеи Достоевского, Шелли и Стендаля. Российский подданный тайный советник, с 1815 года — российский посланник в великом герцогстве Тосканском, Николай Нититич Демидов удостоился чести навеки оставить память о себе в одном из прекраснейших городов Земли тем, что был щедрым благотворителем, сделавшим много доброго для бедного квартала Сан-Никколо, где он проживал в последние годы жизни.
Биография этого человека заслуживает отдельного и подробного рассказа.
Николай Никитич Демидов, единственный сын Никиты Акинфиевича Демидова, родился 9 (22) ноября 1773 года в д. Чирковицы, где в его честь позднее была установлена памятная колонна. В год рождения был записан в лейб-гвардии Преображенский полк капралом. Одиннадцати лет от роду унаследовал от отца богатейшие железные и медеплавильные заводы: Нижне-Тагильский, Нижне-Салдинский, Верхне-Салдинский, Черно-Источенский, Висимо-Уткинский, Висимо-Шайтанский, Лайский и Выйский, а также при заводах и вотчинах 11550 душ крестьян.
До совершеннолетия наследника делами управляли опекуны, а юный Николенька, сообразно правилам, принятым в высшем обществе, делал военную карьеру и весьма преуспел на этом поприще. В 16 лет флигель-адъютант при князе Потемкине, в восемнадцать - уже подполковник, приближен ко двору императрицы. Правда, как только Николай стал самостоятельным, он принялся с какой-то исступленностью просаживать свое состояние, тратя деньги направо и налево.
Куда девались хватка и предприимчивость первых Демидовых? Свалившиеся как снег на голову деньги проживались легко и приятно. Демидов залез в огромные долги. Встал даже вопрос о продаже уральских заводов. И тогда над всем имуществом была учреждена опека. Заводы были заложены в Заемном банке, некоторые вотчины пришлось продать.
Вопреки обычаям, опека оказала на Николая весьма благотворное влияние и потому была вскоре снята. Помогла и выгодная женитьба на баронессе Елизавете Александровне Строгановой - наследнице громадных богатств знаменитого российского рода, которая вышла замуж за 20-летнего Николая Никитича Демидова в возрасте 14 лет (!). Сразу заметим, что молодые супруги не сходились характерами и во вкусах. Красивая, весёлая и легкомысленная жена тяготилась скучным и тяжелым в семейной жизни нравом мужа. Демидовы часто разъезжались, а после 1812 года и рождения второго сына между ними произошел окончательный разрыв.
Но вернемся назад в 1793 год, год женитьбы Николая Никитича на юной Елизавете Строгановой. Демидовское богатство устояло, но Николаю Никитичу пришлось остепениться и всерьез заняться делами своего огромного хозяйства. Демидов уже не распродает, а покупает новые земли, создает в Херсонской губернии образцовые, как теперь бы сказали, хозяйства "Заводовка" и "Демидовка" и проводит там опыты по выведению племенного скота, сажает виноград, тутовые и оливковые деревья, строит суконную фабрику.
Хотя на своих уральских заводах он был всего один (!) раз в жизни (в 1806 г.), за эти несколько месяцев он, как сообщают его биографы, досконально изучил все секреты и тонкости заводского производства, чтобы затем со спокойной душой передать заводы в руки управляющих.
Сам же отправился за границу перенимать иностранный опыт и передовые технологии. Откуда и привез для своих уральских заводов первый прокатный стан, до той поры неизвестный в России. Интересовался Николай Демидов за границей и сельским хозяйством. Из Франции вывез лозы шампанского и бордоского винограда (собирался выращивать его в своих крымских поместьях), из Испании - новую породу овец-мериносов.
Возвратившись в Россию в 1806 году, Демидов, желая завести на своих заводах все новейшие усовершенствования по части техники, выписал из Франции профессора Ферри, знаменитого тогда знатока горнозаводского дела, и положил ему 15000 рублей жалованья в год, сумму для того времени весьма значительную. Желая подготовить опытных мастеров для своих заводов, Демидов отправил за свой счёт за границу в Англию, Швецию и Австрию для изучения специальных отраслей горнозаводского дела более ста человек крепостных. Нижнетагильский завод Демидова, на котором, в числе других усовершенствований, заведены были и штанговые машины считался в то время наиболее передовым по всему хребту Уральских гор.
Желая найти более широкий сбыт для выделываемого на своих заводах железа, Демидов завязал торговые сношения с Англией и для этого приобрёл в Италии прекрасный корабль, а потом в Таганроге построил пять морских судов для плавания по Средиземному и Чёрному морям. Эта «демидовская флотилия» не раз по просьбе правительства перевозила казённые грузы между приморскими крепостями.
Демидов принимал участие в колонизации Новороссии. В 1822 году он купил в Херсонской губернии, в Тираспольском и Херсонском уездах, 18000 десятин земли с незначительным населением и перевёл сюда крестьян из своих северных вотчин. В новоприобретённых имениях Демидов заводил виноградники, сады, разводил редкие породы рогатого и мелкого скота, причём не жалел денег, чтобы достигнуть в этом отношении желаемых результатов. Он выписывал лучшие сорта виноградных лоз и фруктовых деревьев из Франции и Италии, лошадей из Англии, мериносов из Швейцарии, выписывал холмогорский скот, оренбургских коз и горных кавказских лошадей, кроме того, производил опыты культивирования хлопка и шалфея. Однако горячность и торопливость, с которыми действовал Демидов, оказались лишь плодом временного увлечения. Довольно скоро он разочаровался в пригодности земель Херсонской губернии для нежных культур растений и для разведения улучшенных пород скота.
Несмотря на бурно проведенную молодость, Николай Никитич к концу жизни сделался бережливым, предприимчивым и внимательным к нуждам своих крепостных. Как и все Демидовы, Николай Никитич много занимался благотворительностью и немалую часть своих колоссальных доходов Демидов направлял на общественные нужды. Построил на свои деньги фрегат для Черноморского флота и вошел в историю Отечественной войны 1812 г. - после молебна в Успенском соборе Московского Кремля в присутствии императора он и граф Мамонов обязались на свои деньги полностью снарядить и экипировать два отряда. Один из них, целый полк солдат, так и назывался Демидовским.
Николаю Никитичу вообще нравилось быть на виду, совершать поступки и делать подарки, о которых можно было бы говорить с восхищением. Так, для церкви Нижне-Тагильского завода он пожертвовал богатейшие сосуды из чистого золота, украшенные бриллиантами, ценой в 45 тысяч рублей. Ему нравилось давать деньги на строительство каменных храмов, дарить священникам богатые облачения.
В конце 1813 г. Демидов подарил Московскому университету весьма ценную коллекцию редкостей, состоявшую более чем из 3000 экземпляров редких минералов, раковин, чучел животных и пр., и этим пожертвованием положил основание новому музею по естественной истории. За это пожертвование Демидов избран в почётные члены Московского университета, а имя его как жертвователя занесено на одну из досок в актовом зале университета. В 1819 году Николай Никитич внес в Высочайше учрежденный комитет оказания помощи инвалидам 100000 рублей. В 1824 году он же пожертвовал 50000 рублей в распоряжение Высочайше учрежденного комитета для оказания помощи наиболее пострадавшим от наводнения жителям Петербурга.
Демидов щедро жертвовал и на строительство общественных зданий и памятников. Так, он принимал финансовое участие в сооружении триумфальных ворот в Петербурге, в постройке госпиталя в Лаишеве Казанской губернии, Пермской больницы попечительного о тюрьмах комитета, в сооружении памятников герцогу Ришелье в Одессе и Павлу Демидову в Ярославле. В 1825 году Николай Никитич пожертвовал свой дом в Москве, на углу Вознесенской улицы и Елизаветинского переулка, для дома трудолюбия и дал сто тысяч рублей на его перестройку.
В своих вотчинах он упорядочил рекрутскую повинность среди крестьян, а при Нижнетагильском заводе основал училище, в котором, кроме общеобразовательных предметов, преподавались также «общие начала механики и практического горнозаводского искусства». Училище это давало лучших мастеров для заводов Демидова и других уральских предприятий. В последние девять лет жизни Николай Никитич Демидов ежегодно 6 декабря, в день своих именин, раздавал на своих заводах по 25000 рублей.
В 1815 году Николай Никитич уезжает в Париж. Но парижский климат оказался неподходящим для его слабого здоровья, и вскоре Демидов перебирается в Рим, где снимает для своей семьи и многочисленных домочадцев палаццо Русполи. В Италии Демидов пополняет свою коллекцию картин, которую собирал всю жизнь. В ней полотна знаменитых итальянцев - Перуджино, Тициана, Тинторетто, испанцев - Веласкеса, Мурильо, французов - Пуссена, Делакруа, художников фламандской и голландской школ. Она была размещена в трех городах - Флоренции, Петербурге и Нижнем Тагиле. Современники считали, что Демидов владел одним из самых богатых частных собраний в мире.
Кроме живописи было у Демидова еще одно страстное увлечение - театр. В России у него был, как и положено богатому аристократу, крепостной театр. Но со временем он остыл к нему. Переехав в Европу, Демидов создает профессиональный театр, в котором играли исключительно французские актеры из Петербургской императорской труппы. В Риме, в палаццо Русполи, они ставили французские водевили. Римская театральная деятельность закончилась для Демидова трагикомично. В одном из водевилей действовал персонаж по имени Сан-Леон. Папа Лев XII почему-то увидел в этом намек на собственную персону и не на шутку оскорбился. Во избежание серьезных неприятностей Николай Демидов спешно покинул Рим.
В 1819 году Николай Демидов перебирается из папского Рима в Великое герцогство Тосканское. Лукка, Пиза и, наконец, в 1822 году столица герцогства - Флоренция. В те годы во Флоренции жило немало богатых русских семей (Хитрово, Бутурлины, Орловы), но содержать в доме целую театральную труппу оказалось под силу только Демидову. Два раза в неделю он приглашал на французские спектакли русских аристократов. При этом его самого, тяжело больного, разбитого параличом, "перевозили из комнаты в комнату на креслах с колесами".
Граф Бутурлин с некоторой иронией сообщал соотечественникам, что Николай Никитич зажил во Флоренции "владетельным князьком второй руки. Нанимаемый им палаццо Серристори у моста Делле Грацие представлял пеструю смесь публичного музея с обстановкой русского вельможи прошлого века. Тут были французские секретари, итальянские конторщики, приживалки, воспитанницы. Сверх сего штата постоянно проживали у него бездомные игроки и паразиты... Здесь находилась и выставка малахитовых и других ценных вещей, а в саду - коллекция попугаев. Оба эти отделения были доступны флорентийским зевакам...". Покровительствовал Николай Никитич и художникам, и в особенности — жившему тогда в Италии Карлу Брюллову. Это по его заказу тот напишет грандиозное полотно «Последний день Помпеи», подаренное позднее Эрмитажу.
Из Флоренции Демидов управлял и своими заводами. "Все зависит единственно от собственной моей воли, а не от распоряжений приказчиков", - писал он своим уральским управляющим. А когда в отчетах приказчиков что-то бывало не ясно, он немедленно требовал явиться к нему для объяснений... во Флоренцию. Получив такое приказание, приказчики через всю Европу неслись к барину на тройке. Вообще, несмотря на то, что значительную часть жизни Николай Никитич провел за границей, ему блестяще удавалось руководство колоссальным хозяйством в Сибири, Америке, Франции и других странах, и благодаря такому энергичному и умелому хозяйничанью Николай Никитич оставил в наследство своим двум сыновьям - Павлу и Анатолию - имущества почти вдвое более сравнительно с тем, что сам получил от отца.
Палаццо Серристори, где жил Демидов, находился в квартале Сан-Никола за рекой Арно. Квартал был бедный, и Николай Никитич развил и здесь бурную благотворительную деятельность. Ее размах поражал флорентийцев. Он основал и содержал до конца жизни приют для престарелых, аптеку, бесплатную начальную школу на 160 мальчиков из бедных семей. Для того, чтобы школа не прекратила своего существования и после его смерти, он сдал в аренду городским властям два флигеля, примыкающих к палаццо Серристори с условием, что арендная плата пойдет на содержание школы.
Николай Никитич Демидов умер 22 апреля [9 мая] 1828 года во Флоренции. Собранная им коллекция редкостей досталась по наследству сыну Анатолию и была перевезена им в Петербург. В самой же Флоренции в 1871 году вблизи основанного Николаем Никитичем приюта, на выходящей на набережную Арно уютной площади, был установлен большой мраморный памятник работы Лоренцо Бартолини и Паскауля Романели. Первоначально памятник был заказан Анатолием Демидовым для парка семейной резиденции, но в 1870 году был подарен заказчиком муниципалитету Флоренции. Тогда городские власти и приняли решение установить его на площади, носящей имя Демидова (PIAZZA DEMIDOFF), где до сих пор можно им полюбоваться. Место выбрали не случайно: именно на этой площади во дворце графов Серристори Николай прожил несколько лет, проявив себя щедрым благотворителем и стараясь облегчить участь бедного населения квартала Сан-Никколо.
На пьедестале большого мраморного памятника надпись: « Дабы жители квартала Сан-Никколо всегда имели перед собой живую память о командоре Николае Демидове, неустанном и великодушном благотворителе, сын его Анатолий подарил этот памятник городу Флоренции в 1870 г.». Под защищающей от зноя, ветра и дождя сенью Николай Демидов в центре композиции изображен в виде римского сенатора, обнимающего своего сына. Женская фигура, сидящая с лавровым венком у ног сенатора, символизирует Признательность населения Флоренции. По углам постамента - четыре статуи-аллегории: Природа, Искусство, Милосердие и Сибирь (!). «Природа» — как бы приоткрывает завесу таинственности перед искусством. «Искусство» символизирует главное увлечение всей жизни Демидова. Фигура «Милосердие» — помогает двум детям. «Сибирь» напоминает всем о богатстве, происходящем из Сибири.
Вот так, прогуливаясь по берегам Арно во Флоренции, можно встретить напоминание о России и вспомнить об одном из ее замечательных сыновей.
По материалам сайтов:
http://www.liveinternet.ru/users/erisena/post341458672/
https://ru.wikipedia.org/wiki/Демидов,_Николай_Никитич
http://worldwalk.info/ru/catalog/684







