Описание окружающей местности

В истоках реки Белой давно обнаруживались старые рудные закопушки, поэтому не случайно, что заводчики Мясников и Твердышев без труда обнаружили в тех краях железные руды, выкупили у башкирских князей земли и построили завод, который нарекли Белорецким. Было это во второй половине XVIII века, точнее в 1767 году. Завод испытал многое, в том числе полное сожжение в пугачевские времена, был восстановлен. Белорецкий металл стал известен в Европе, после этого сменил не одного хозяина. В 15 верстах севернее был построен молотовый завод в Тирляне, который запустили в 1803 году. Два завода составили предприятие полного цикла – выплавку железа и переработку его в полуфабрикаты.

К концу XIX века с отменой крепостного права последние хозяева столкнулись с резким возрастанием издержек, проанализировали финансовое состояние и обнаружили узкое место – транспорт. Логистика, опирающаяся на гужевые перевозки, была признана архаичной, и, в конце концов, было принято решение внедрить железнодорожный транспорт, тогда - узкоколейный. Все перевозки сырья и вспомогательных материалов, а потом - и рабочих из окрестных поселений было решено осуществлять на современной паровой тяге. Затем пришло понимание того, что и вывозить готовую продукцию дешевле также железнодорожным транспортом, тем более, что в России уже активно строились железнодорожные магистрали широкой колеи. Одна беда – ближайшая трасса Челябинск – Уфа проходила хотя и рядом, всего в полутора десятках верст, но за высокими горами.

И все же проблема была решена. Строители проложили более чем стокилометровую железную дорогу в обход высоких гор. По таежному серпантину белорецкие грузы и большие пассажиропотоки получили возможность близкого и прямого выхода на трансуральскую магистраль. В состав БУЖД вошло и несколько узкоколейных веток, по которым завозилась руда, строительные материалы торф и лес, конечно, на этих ветках было и пассажирское сообщение.

Удобно рассматривать БУЖД, разбив ее на несколько участков: внутризаводские пути, Белорецк – Тирлян, Тирлян – Арша и Арша – Катав-Ивановск. Они жили и умерли по-разному.

Дорога была запущена в 1912 году и трудилась более пятидесяти лет. Здорово осложнял ее жизнь ведомственный произвол: долгое время южная часть дороги принадлежала Белорецкому комбинату, северная высокогорная – Министерству путей сообщения. Угрожало и разворачивающееся в стране движение по ликвидации узкоколейного сообщения, инициированное руководством страны после революции. Узкоколейки массовым порядком перешивались на широкую колею, что в принципе и неплохо, но вот горные участки БУЖД перешивались с трудом, а если уж быть объективным, не перешивались совсем. Нет, узкая колея разбиралась, но вот широкая - не сооружалась. БУЖД умирала. Отсыпанная насыпь сохранилась, правда разрушилась, ее планировали превратить в хорошую грунтовку, но и это сделано не было, сейчас по ней можно только пройти пешком, либо проехать на велосипеде (что и сделали участники экспедиции «100 дней на Урале» в 1991 г. под руководством Н. Рундквиста).

После строительства Магнитки в Белорецк пришло ширококолейное сообщение с дорогами МПС, правда, почти на порядок более длинное, чем через Аршу. Поэтому первым попал под заклание кусок узкоколейки Тирлян-Катав-Ивановск, тем более, что заложенный под Аршой свинцовый рудник оказался нерентабельным. Нанесла свой удар и оборонка - сооружение стратегического объекта под горой Ямантау. Ликвидация участка БУЖД от Тирляна до федеральной трассы, проходившего по заповеднику, а также некоторых технологических веток, проходивших по территории района, явно пришлись «в жилу».

Близрасположенная Магнитка поставила под сомнение необходимость поддержания Тирлянского завода, плотину заводского пруда, видимо, забросили, и внесла свой вклад в судьбу БУЖД стихия – в начале 90-х годов прошлого века плотину прорвало, пострадал завод и несколько десятков жилых домов, были и человеческие жертвы.

И, наконец, добил несчастную железку последний хозяин Белорецкого комбината – челябинская компания «Мечел». В 2002 году, в год 90-летия БУЖД, было издано распоряжение об отказе от перевозок по узкой колее и ликвидации железной дороги. Кстати, Тирлянский завод практически демонтирован, а для Белорецкого уготована участь переработчика полуфабрикатов с челябинских площадок. Но это к слову, хозяевам виднее, чем загружать мощности. Жаль только людей, работавших и на узкоколейке, и живших в умирающих и умерших уже поселениях.

Таким образом, был ликвидирован не только предмет национальной гордости российских металлургов и железнодорожников, но и возможный туристический объект, который мог приносить большой доход от международного туризма и альпинизма.

Источник: http://nashural.ru/Goroda_i_sela/dve-sudbi.htm

Старый мост, у останков которого размещен тайник, находился на ветке БУЖД Белорецк-Тукан-Инзер, построенной позже других - в 30-х годах, по которой из Инзера на Белорецкий завод доставляли лес и известняк, а из Тукана - руду.

"Белорецкая нить" - фильм о Белорецкой узкоколейке: http://www.youtube.com/watch?v=0a4KwEU65AQ

Для просмотра вам необходимо зарегистрироваться