Описание окружающей местности

В семи километрах от Пскова на левом берегу реки Великой находится древнее поселение Кусва, упоминаемое в письменных источниках с XVI века.Описания или изображения храма в Кусве до недавнего времени не было ни в одном путеводителе по окрестностям Пско­ва

. Нас заинтересовало и название поселения, и неожиданные для Пскова имя Великомученика Мины.

Расположение храма в Кусве на высо­ком берегу реки Великой делало его замет­ным ещё издалека для проплывающих во Псков судов. Недаром существующие здесь острова назывались воротами на водном пути в город. По замыслу зодчих эти «воро­та» должны были находиться под покрови­тельством святых, в честь которых были по­строены церкви на обоих берегах Великой: на правом берегу в честь Грузинской иконы Богородицы (впоследствии апостола Мат­фея) на погосте Неготь (Писковичи), а на ле­вом берегу во имя святых мучеников Мины, Викентия и Виктора в Кусве.

Название села может иметь финно-угорское происхождение. По мнению географов А. И. Попова и С. Е. Мельникова «происхождение слова Кусва связано, скорее всего, с финскими корнями. В Псковской области много финских по происхождению названий: Самолва, Кухва, Кудеверь, Мешо- коль и т. д. Это обстоятельство находится в полном согласии с выводами ученых о том, что на северо-западе Русской равнины до прихода славян жили прибалтийско-финские племена. Этимология слова «Кусва» (kusva) имеет сходство с эстонским названием «елка» - kuus. По-фински: kuusi-kuuse, kuus — «ель». Концовка слова — va — спорная, и может быть истолкована в значении «река, вода». Однако необходимо иметь в виду, что земли Кусвы были освоены уже в те времена, когда финно-угров или балтов в окрестностях Пскова не наблюдалось.

Можно предложить и другое толкование, которое происходит от русского слова «кус». Согласно В. И. Далю: «кусье, кусовье» в собирательном значении — куски, кусья, а «кусовой, кусковый, кусочный, кусной, к куску относящийся. Кусовая торговля, оптовая, не аршинная». Особенно интересно выражение «кусовая рыба, икра — назначенные для царского куса, гостинца, отправляемого ежегодно первым зимним путем ко двору». В. И. Даль приводит и другие выражения, например, «кусовина» — часть чего-либо, зараз откушенная, или вообще, «часть, ломоть, отрезок, отрубок».

Необходимо отметить, что свое название поселение Кусва получило, скорее всего, от ближайшей одноименной речки, впадающей в Великую со стороны левого берега..

         Самые ранние сохранившиеся сведения из письменных источников о храме в Кусве содержатся в писцовой книге по Пскову и его пригородам 1585-1587 гг. На основании писцо­вой книги можно утверждать, что земли села Кусвы с окрестными деревнями в XVI в. вхо­дили в фонд «государевых дворцовых сел» на Псковщине. По наблюдению Н. С. Су­ворова, «Кусва, о судьбе которой до присо­единения Пскова к Москве ничего не было известно, после присоединения стала двор­цовым селом, но могла в качестве такового даваться в поместье разным лицам и снова возвращаться в непосредственное дворцовое ведомство...».

Церковь Святых мучеников Мины, Виктора и Викентия в Кусве

По сохранившимся архивным докумен­там выявляется существование в Кусве четы­рех церквей в честь Великомученика Мины, которые преемственно сменяли друг друга на протяжении пятисотлетней истории погоста.

Первая каменная церковь (начало XVI в.-1581 г.)

Второй деревянный храм (1582 - на­чало XVII в.).

Третий деревянный храм (конец 1620-х  - начало 1680-х).

Четвертая каменная церковь (начало 1680-х - по настоящее время).

Церковь освящена в честь святых му­чеников Мины египтянина (304 г.), Виктора (II в.) и Викентия дьякона (304 г.), память которых отмечается Православной церковью 11 ноября по старому стилю

Четвертая каменная церковь (начало 1680-х — по настоящее время)

В конце XVII века вместо деревянно­го храма был возведён каменный на старом основании. Первоначальный облик храма значи­тельно искажён позднейшими переделками и постройками. Но сохранившаяся древняя часть здания позволяет представить его ста­рые формы. Здание выполнено в древне­псковской строительной традиции, с исполь­зованием некоторых архитектурных деталей, присущих зодчеству нового времени. Ныне храм представляет собой одноглавый чет­верик, перекрытый сомкнутым коробовым сводом. Он имеет одну апсиду, украшенную валиковыми разводами. Строительный мате­риал — известняк и кирпич. С западной сто­роны к четверику примыкает притвор. Стены притвора ниже стен четверика. Потолок при­твора сомкнут сводом. На Западной стене притвора над входом в храм была установле­на традиционная псковская звонница для ко­локолов. Древняя глава и барабан не сохрани­лись. Вероятно, глава имела форму обычной луковицы, а барабан украшался псковским орнаментальным пояском из поребрика и бегунца. Кровля была перекрыта на восемь скатов. В XVI в. храм имел обычное для псковского зодчества деление боковых фаса­дов лопатками с арочным завершением. Об этом свидетельствует сохранившаяся нижняя часть стены северного фасада, обращенного к реке. Она разделена четырьмя невысокими лопатками прямоугольной формы.

При перестройке церкви в конце XVII в. её декоративное убранство приобрело новые черты. Верхняя часть стен со сводами были сложены вновь из плиты. Крупные оконные проёмы выложены кирпичом и снабжены коваными решётками. Фронтоны северной, южной и восточной стен получили красивое завершение в виде выпуклых кирпичных ки­отов, каждый из которых оригинален. Осо­бенно нарядным было окно южного фасада, обрамленное декоративным наличником из резного кирпича в стиле «нарышкинско­го» барокко. Каменное узорочье этого окна увенчано трёхарочным киотом и украшено барельефными столбиками. В глубине трёх ниш с полукруглым завершением могли быть вставлены образа святых мучеников Мины, Виктора и Викентия. Южному фасаду при­давалось главное значение в декоративном оформлении храма, поскольку он был обра­щён к полю, со стороны которого подходила дорога из Пскова.

Летом 1716 г. через Кусву пролегал путь государыни царицы Прасковьи Федо­ровны (1664-1723), вдовствующей супруги царя Иоанна Алексеевича и ее дочерей ца­ревен Анны Иоанновны (1693-1740) (впо­следствии Императрицы Всероссийской) и Параскевы Иоанновны (1694-1731), которые приезжали из Петербурга в свою псковскую дворцовую волость. Эта волость располага­лась в Псковском уезде. Центр ее помещался на землях южно­го побережья Псковского озера и в низовьях реки Великой, где «на левом берегу, ниже погоста Кусвы, в двух верстах, находился и «подъезжий дворец» государыни, по коему эта волость и поныне называется “Дворец”». Таким образом, Мининский храм в Кусве мог навещаться богомольцами из царствующего Дома Романовых.

В конце XIX века церковь подвер­глась капитальной перестройке: старинная глава была сломана и заменена восьмигран­ным барабаном с куполом, характерной фор­мы для западно-русских земель (двухступен­чатый барабан с восемью ребрами), барабан стал иметь глухие декоративные окна, тогда же, восьмискатное покрытие храма было за­менено на четырёхскатное.

С юга в 1886 году был пристроен придел во имя Тихвинской иконы Божьей Матери. Окончательная отделка фасадов Тихвинского придела была закончена к 1887 году. Вместо старой звонницы на южной стене притвора и паперти в 1895 году была возведена высокая трёхъярусная колокольня со шпилем.

На рубеже XIX-XX веков архитектур­ная композиция Кусовской церкви приобрела свою законченную форму.

В пору коллективизации конца 1920-х — начала 1930-х годов церковь Мины, Виктора и Викентия в Кусве была закрыта. Первая пя­тилетка (1928-1932 гг.) была объявлена боль­шевиками «пятилеткой безбожия». По распо­ряжению директора свиноводческого совхоза «Диктатура» воинствующие безбожники со­вершили акт вандализма — сбрасывали с ко­локольни колокола, снимали иконы, спиливали кресты на кладбище. Так оказались уничтоже­ны неисследованные историками замечатель­ные древности Мининской церкви: колокол в 12 пудов начала XVI в., синодик конца XVII в. и множество других предметов, которые могли бы пролить свет на раннюю историю храма.

По воспоминаниям старожилов, до вой­ны церковь была приспособлена под склад колхозного зерна. Во время немецко-фашист­ской оккупации благодаря поддержке Псков­ской православной миссии церковь вернули верующим. На средства людей, живущих в ближайшей округе в церковь передавали иконы и необходимую для богослужения ут­варь. В 1944 году при освобождении Псков­ской земли от немецких захватчиков её зда­ние пострадало от обстрелов, следы которых до сих пор видны на стенах храма с северной стороны.

После войны приход церкви ещё не­сколько лет продержался, но уже в 1950-м году распался, поскольку её дальнейшее функционирование при советском режиме стало невозможным.

Материал взят из http://cyberleninka.ru/article/n/hram-svyatyh-muchenikov-miny-viktora-i-vikentiya-v-sele-kusva-pskovskogo-uezda-v-xvi-xx-vv-1

http://pskgu.ru/projects/pgu/storage/PSKOV/ps38/ps_38_02.pdf

Для просмотра вам необходимо зарегистрироваться