Описание окружающей местности

«70-летию Великой Победы посвящается»

29 мая в России отмечают День Автомобильных войск. Страна чествует военных автомобилистов, солдат, для которых машина — не просто средство передвижения. Военные годы помнят немало подвигов водителей. Особого внимания заслуживают солдаты, доставлявшие груз в осажденный Ленинград по Дороге жизни.

(Киселеву Алексею, и всем 
фронтовым водителям посвящается)

Кому то кажется, легко крутить баранку!
Что в этом трудного? Педали нажимать!
Трудней гораздо управлять тяжелым танком,
И сквозь огонь зениток небом пролетать!

Не стану спорить. Только тяготы испили
На равных все. И кто в окопах воевал,
И те, кто сквозь огонь снаряды подвозили,
И в Ленинград по льду продукты доставлял.

Водитель редко бил врага из автомата,
Он почту в роты, мины и патроны вез,
Туда, где смерть царит, где бьют врага солдаты,
Где снег горел, и где сырел гранит от слез.

Потом борта осмотрит. Ловки «мессершмиты»….
Но промахнулись, гады! И друзьям, живой
Водитель скажет: кто с улыбкой, кто сердито:
«Опять костлявая махала зря косой!»

И под капот нырнет…. Опять ему в дорогу.
Приказ с маршрутом, и ладонь к пилоке:
                                                                                - Есть!
Куда и с чем ему? В «хозяйство» или к Богу….
И нет минутки: ни поспать и ни поесть.

Пылит рокада, или грязью к скатам липнет,
На небе солнце, или иней под луной,
Взорвется мина, или лед злорадно скрипнет,
Потом проломится, и в бездне ледяной

Погиб водила… Но другие едут дальше:
Под Курском ждут снаряды, в Ленинграде – хлеб!
Чем больше ты в пути, тем посылают чаще.
И снова ночь, лишь фары тусклый синий свет.

Вот так и ездил он по фронтовым рокадам.
Считать пробоины и  версты не любил.
Он видел кровь и гибель, лед и пламень ада,
Он был солдат! Он воевал и победил!

ГАЗ-АА – легендарный советский автомобиль. В  1932 году грузовик сошёл с конвейера Нижегородского автозавода и получил прозвище «полуторка», которое закрепилось за ним навсегда. ГАЗ-АА был легким грузовиком с грузоподъемностью всего полторы тонны. Во время Второй мировой войны "полуторки" служили верой и правдой по всему Советскому Союзу. Их нещадно эксплуатировали, они горели, тонули, взрывались... и бесконечно ломались. Но именно этот автомобиль стал символом послевоенной России. Первым “полуторкам” сошедшими с конвейера в январе 1932 года, прототипом послужил американский Ford Model AA. Но, в отличие от него, у ГАЗа появился воздушный фильтр и усилены многие узлы. До 1934 кабина ГАЗ АА была деревянная, позже кабину делали металлической с дермантиновой крышей. Во время Великой Отечественной Войны пришлось упростить конструкцию: двери были заменены треугольными боковыми загородками и сворачиваемыми брезентовыми дверями, крылья были выполнены из кровельного железа методом простой гибки, отсутствовали тормоза на передних колесах, оставлена только одна фара головного света и не откидными боковыми бортами. В 1944 году “комплектация” полуторки частично восстановилась. Из за низкой степени сжатия двигатель мог работать на самых низких сортах топлива, включая лигроин, керосин и низкокачественных промышленных смазочных маслах. Его объем 3,2 л, а выдаваемая мощность 40 л.с.Во время войны великое множество “полуторок” служило на благо Красной Армии. Благодаря хорошей маневренности и выносливости ГАЗы АА приблизили нашу Победу. Сейчас встретить подобный раритет достаточно сложно. Остались они еще на постаментах-памятниках павшим солдатам. И не просто так, ведь именно "полуторка" была в то время наиболее популярным легким грузовиком. Ей даже песни посвящали. В кинофильме «Репортаж с линии огня» Эдуард Хиль исполнил песню «Грузовичок – фронтовичек», посвященную именно ГАЗ-АА.


«С тобой в объезд и напрямик
Прошел дорог немало я,
Мой безотказный грузовик-
Полуторка бывалая…»


Конструкция "полуторки" была проста. В ней не было абсолютно ничего лишнего. Правда, и полезного тоже явно недоставало. Одним из однозначных преимуществ "полуторки" был именно ее двигатель. Мало того, что она развивала скорость до 70 км/ч, что для грузовика вообще много, так еще и ездить могла на любом топливе: и на бензине самого низкого качества, и на промышленных смазочных маслах, и даже на керосине. Топливная система ГАЗ-АА была проще некуда: подача топлива осуществлялась самотеком, номинальный расход составлял 19,5 л на 100 км. Конечно, электрооборудования в автомобиле практически не было. Первые выпущенные модели были оснащены деревянной кабиной с элементами из прессованного картона. Позже, скорее всего в целях безопасности и хоть какого-то повышения комфорта, кабины стали делать из металла с кожаной крышей. Еще одним преимуществом "полуторки" была ее приспособленность к бездорожью. Дорожный просвет у грузовика составлял 20 см, плюс ко всему большие шины диаметром 840 мм. И вот уже "полуторка" бодро катит по лесным дорогам и полям. Но далеко в лес заезжать на ней не стоило – не пройдет... Особым дефицитом были шины, отличавшиеся низкой ходимостью (8-9 тыс. км при нормативных 20 тыс.), поэтому в конце 1930-х и во время войны полуторки часто сходили с конвейера только с двумя задними колёсами, то есть с одинарной ошиновкой заднего моста, что, соответственно, снижало грузоподъёмность.


«Пусть впереди у нас еще 
Опасности и горести,
Грузовичок – фронтовичек,
Гони на 3й скорости!»

http://www.stihi.ru/2013/11/07/5767

http://22-91.ru/statya/gaz-aa---polutorka/05.04.2012

 

Для просмотра вам необходимо зарегистрироваться