Описание окружающей местности

Мчи меня, память, крылом нестареющим
В милую сердцу страну.
Вижу ее на пожарище тлеющем
В сумраке зимнем одну.
Горькой тоскою душа разрывается,
Жизни там две сожжены,
Новое что-то вдали начинается
Вместо погибшей весны.
Далее, память! Крылом тиховеющим
Образ навей мне иной...
Вижу ее на лугу зеленеющем
Светлою летней порой.
Солнце играет над дикою Тосною,
Берег отвесный высок...
Вижу знакомые старые сосны я,
Белый сыпучий песок...
Память, довольно! Вся скорбь пережитая
Вновь овладела душой,
Словно те прежние слезы пролитые
Льются воскресшей волной.

В.С. Соловьев

Село Никольское появилось в 40 вёр­стах (42,6 км) от Санкт-Петербурга на правом крутом берегу реки Тосны. Пётр Великий повелел своим указом 1710 года переселить сюда для работ по строитель­ству новой столицы мастеровых людей из Можайского уезда Московской губер­нии. Это произошло после завоевания Ингерманландии и изгнания шведов. По преданию на месте села была пу­стошь Казола, населённая шведами, а на месте церкви — пустошь Меркеле или Мерякюля, то есть «приморская деревня». Село Никольское имело и другое название — Плитная ломка, так как здесь добыва­ли бутовую плиту, обжигали её, превращая в известь, необходимую для производства це­мента. На строительство Санкт-Петербурга отсюда поставлялся также лес, песок, глина и обожжённый кирпич. Первые переселенцы — каменщики и кирпичники — по императорскому указу 1712 года получили по 6 десятин земли, жалованья по 12 рублей и на хлеб по 10 рублей в год. Мастеровые люди привезли с собой икону Николая Чудотворца, давшую на­звание селу Никольское. После того как икона была помещена в бревенчатую часовню, построенную в 1712 году, деревня
получила статус села и название Никольское. В Храме хранился напрестольный восьмиконечный, сребропозлащенный крест с частию Животворящего Древа и мощей святого Николая Чудотворца, по­жертвованный генерал-майором Алексеем Николаевичем Астафьевым; серебряный крест с частицами мощей Димитрия Солунского, Антония Печерского, Фео дора Тирона, Алексия человека Божия, Иоанна архиепископа новгородского и святого Иоанна Милостивого; резной Чудотворный образ святого Николая Чудотворца «Можайского». В правой руке святителя серебряный меч, в левой — сребропозлащенный град. Но, самое главное, в церкви находились первона­чальная межевая книга 1717 года на цер­ковную землю, геометрический специ­альный план и межевая книга 1856 года, а также метрические записи с 1800 года.

Дошедшее до нас предание гласит, что именно в месте впадения Саблинки в Тосну в июле 1240 года останавлива­лась дружина князя Александра Ярославича перед битвой, произошедшей уже в другом устье — в устье Тосны, в месте впадения её в Неву. После этой битвы князь Александр получил своё прозвище Невский, был канонизирован и причис­лен к лику святых Русской православной церкви. Есть основания предполагать, что на территории села Никольское суще­ствовали древнерусские поселения. В своих записках священник Никольской церкви Николай Тихомиров отметил: «В 1899 году нами была найдена в земле, в саженях в 100 к востоку от церкви, не­большая глиняная кубышка, формою и цветом гнезда осы, с мелкою серебря­ною монетой времён Иоанна Грозного, с надписью: Царь и великий князь Иван всея Руси; а на другой стороне всадник с копьём в руке. Очевидно, это ценное по тогдашнему времени сбережение при­надлежало жившему здесь лицу не фин­ского и не шведского происхождения, а русскому современнику Иоанна IV, при котором эти монеты были в обращении».

Никольское является почти ровесни­ком Санкт-Петербурга. Судьба села была тесно связана с городом на Неве, и Ни­кольское развивалось как одна из круп­ных структур его стройиндустрии. Здесь, на базе глиняного карьера, и по сей день существуют предприятия, которые яв­ляются поставщиками обыкновенного строительного и отделочного кирпича, а также всех видов керамической плитки для отделки фасадов и отделки внутри помещений. Во время Великой Отечественной войны посёлок очень пострадал. С авгу­ста 1941 года по январь 1944 года он был оккупирован фашистами. Всего в шести километрах от Никольского прошла ли­ния блокадного кольца. При отступле­нии немцами до основания были разру­шены церковь и большинство построек в поселении. После войны началось активное строительство, в 1958 году Никольское стало рабочим посёлком в результате слияния села Никольское, деревень Воскресенское, Перевоз, Захожье, отделе­ния «Дружный» совхоза им. Тельмана, Пустыньки. Здесь строятся заводы, дома для работников этих предприятий, соот­ветственно, возникают новые улицы. На месте деревни Воскресенское воз­ведены многоэтажные дома микрорайо­на Первомайский. Назван он так в честь праздника 1 Мая, к которому была приу­рочена сдача построенных здесь зданий. Перевоз до войны быстро развивался, на его территории возникали дачные посёлки. Во время Великой Отечественной войны деревня была практически уничтожена. После войны две улицы деревни Перевоз входят в состав города Никольское.

6 августа 1990 года Президиумом Верховного Совета РСФСР был издан указ о переводе рабочего посёлка Ни­кольское в статус города, сохранив за ним прежнее наименование. Село Ни­кольское располагалось (и до настоящего времени располагается, увеличившись до 19 тысяч населения к 1995 году).

Красоты окрестностей Никольского вдохновляли русских художников, уче­ников Венецианова — Никифора Кры­лова и Алексея Тыранова, написавших в 1827 году великолепные пейзажи «Зима» и «Вид на реку Тосну вблизи села Ни­кольское». Эти полотна украшают экспо­зиции Русского музея Санкт-Петербурга.

В имении графа Алексея Константиновича Толстого на берегу «дикой Тосны» бывали Тургенев, Фет, Гончаров. Здесь написана Толстым значительная часть драматической трилогии о русских царях; здесь он придумал со своими братьями Жемчужниковыми литературный персонаж — Козьму Пруткова.

Для просмотра вам необходимо зарегистрироваться