Останкино. Храм Троицы Живоначальной [MS/16216]
Описание окружающей местности
Храм Троицы Живоначальной в Останкине является памятником архитектуры, памятником старорусского культового зодчества, одной из кульминационных точек в развитии московского узорочья. Примечателен как одна из тех построек конца XVII века, фасады которых сплошь закрыты декором. Ныне православный храм Троицкого благочиния Московской городской епархии Русский Православной церкви. Храм входит в комплекс памятников музея-усадьбы «Останкино» и расположен по адресу 1-я Останкинская улица, дом 7 стр.2.
Первая деревянная церковь в селе Осташково (позднее Останкино) была построена в 1584 году при дьяке Щелкалове и была разрушена в Смутное время. Новая деревянная церковь строится с 1625 года по 1627 год князем Иваном Борисовичем Черкасским, которому поместье было пожаловано в 1617 году царем Михаилом Федоровичем.
Прошение о постройке каменного вотчинного храма при господских хоромах подано в 1677 году князем Михаилом Яковлевичем Черкасским, на что он получил благословение в том же году от Патриарха Иоакима. Храм строился с 1677 по 1692 год: Тихвинский придел освящён в 1683 году, придел Александра Свирского в 1691 году, придел Святой Троицы в 1692 году.
Шатровая колокольня храма в 1739 году была разобрана и к 1754 году вместо неё была построена колокольня в стиле барокко. В 1877 году по указанию графа А. Д. Шереметева она также была разобрана и к 1878 году на её месте вновь построена шатровая, более подходящая по стилю к храму, по проекту архитекторов Серебрякова и Султанова.
Силуэт храма тогда был обогащён и иными прибавлениями в неорусском стиле: над крытым просто на два ската крыльцом было возведён богатый шатёр, напоминающий притворы ярославских храмов.
Конструктивно это типичный для своего времени бесстолпный четверик на высоком подклете с одинаковыми приделами по сторонами и гульбищем с трёх сторон. Особенность состоит в отсутствии трапезной. Во многих москвоведческих изданиях автором проекта каменного храма назван крепостной архитектор Павел Сидорович Потехин, однако точно его авторство не установлено. Композиция здания строго симметрична, а декоративные формы исключительны по разнообразию и нарядности. «Показателен контраст необычайно четко геометризированного, тяготеющего к простым квадратам плана церкви и яркого живописного богатства ее объема». Такое сочетание как раз свойственно постройкам Потехина, работавшего по заказам своего хозяина — князя Якова Одоевского, тестя М. Я. Черкасского.
22 апреля 1922 г. в церкви было произведено изъятие ценной утвари — всего вывезено свыше четырех пудов серебра.
В 1919 — 35 гг. богослужения совершались только в нижнем Никольском храме, так как приход находился в бедственном положении. Музей, который открылся при усадьбе «Останкино», после продолжительных хлопот, получил в 1935 г. в свое ведение и Троицкий храм. Помещения церкви использовали как выставочный зал, а сам храм показывали как памятник архитектуры XVII в.
В 1970-е гг. здесь были отреставрированы иконостасы, поновлена стенопись, отремонтированы кровля и фасады здания.
С 1980 года в храме проводились концерты духовной музыки. От первоначального резного иконостаса в стилистике нарышкинского барокко сохранилась только нижняя часть с царскими вратами.
Вопрос о возобновлении служения в храме был поднят в 1990 году, который был решен положительно, главный придел храма освятил 23 марта 1991 года патриарх Алексий, южный придел освятил 31 декабря 1994 года архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий, а северный 14 августа 1996 года архиепископ Истринский Арсений. В храме разместили подворье Оптиной пустыни, службы в нём проводятся по монастырскому чину.
При храме действуют воскресная школа, паломническая служба, община окормляет Мытищинскую школу-интернат.
Святыни: храмовая икона Ветхозаветная Троица (1654 г.), сохранившаяся еще из деревянного храма; Черниговская икона Божией Матери.
Использовались материалы сайтов: https://ru.wikipedia.org, http://www.vidania.ru