Затерянный обелиск [MS/1595]
Описание окружающей местности
Отправляясь на Южный берег Крыма, Вы скорее всего будете проезжать по Ангарскому перевалу. Сделайте там остановочку и возьмите тайник.
Ангарский перевал (Ангар-Богаз) - это седловина между горными массивами Главной гряды Крымских гор: Чатырдагом на западе и Демерджи на востоке. Высота его - 752 м над уровнем моря. Свое имя перевал получил от названия речки Ангары - одного из притоков реки Салгир. Ангар-Богаз является низшей точкой водораздела между бассейнами этой речки и реки Демерджи, впадающей в Черное море.
Перевал слагают породы так называемой таврической серии. Это плотные аргиллиты, алевролиты, песчаники. Интересно, что более молодые породы верхнеюрского возраста, слагающие соседние горные массивы, в ряде мест опущены ниже отметок перевала. Значит, когда-то этот участок местности был поднят тектоническими движениями на значительную высоту.
В период раннего средневековья только вьючная тропа соединяла долину Салгира с побережьем. И проходила она много восточнее современной дороги, забираясь высоко в горы. В VI в.н.э. на Южном берегу Крыма были построены крепости в Горзувитах(Гурзуф) и Алустоне(Алушта), а перевалы и горные проходы защищены оборонительными сооружениями. Был укреплен и Ангарский перевал. Правда, следы каменных стен - остатки этих сооружений - найдены не на самом перевале, а в 5 км к северу от него, там, где речка Ангара принимает справа приток Курлюк-Су. Чуть ниже слияния этих двух потоков долина имела в то время каньонообразную форму - здесь Ангара пропилила один из отрогов Долгоруковского, массива, сложенного плотными конгломератами и песчаниками. Небольшая по протяженности теснина была и остается единственным, проходом к перевалу. Даже сейчас, после сооружения троллейбусной трассы, долина в этом месте остается сильно суженной. Река, здесь подступает к самой дороге, а слева и справа вверх уходят крутые зелесенные склоны. В этой теснине и были воздвигнуты каменные стены, закрывавшие доступ к Ангар-Богазу и далее на побережье. Возможно, с этим ущельем и связано название речки Ангары, что в переводе с некоторых тюркских языков означает "ущелье, теснина, трещина в горах, ворота".
Много воды унесла Ангара в Салгир, прежде чем вьючная тропа преобразилась в колесную дорогу, которая мало чем отличалась, от предшественницы. Проходили века, постепенно менялся облик дороги: из почтового тракта, пролегающего по сильно пересеченной местности, она превратилась в современную автодорогу.
Один из этапов этой эволюции отмечен памятником. Обелиск высотой 12 м стоит сегодня на небольшой полянке, в шестистах метрах восточнее перевала. На обелиске укреплена доска, надпись на которой гласит, что он сооружен в честь строителей первой шоссейной дороги от Симферополя до Алушты. А проложили ее российские солдаты вторых батальонов Козловского и Нашенбургского пехотных полков под руководством военного инженера подполковника Шипилова. Известняковые плиты памятника покрыты многочисленными отметинами, оставленными временем. Здесь и царапины, и пулевые выбоины, и каверны выветривания, и автографы на разных языках - с 1846 г. В стороне среди деревьев и кустарников едва заметны фрагменты былой дороги с попадающимися столбиками ограждения. (В 1860 г. из-за крутых подъемов дорога была немного отодвинута к западу и значительно расширена.)
По материалам сайта http://crimea.webservis.ru/2ap.html






