Описание окружающей местности

На этом месте со дня организации 18-го партизанского отряда располагался его штаб, боевые группы, группа разведчиков. Отсюда партизаны уходили на боевые операции, здесь они скрещивали оружие с карателями, пытавшимися их уничтожить.
18-й партизанский отряд был создан 1 ноября 1943 года и вскоре заметно пополнился за счет вновь пришедших патриотов, Численность отряда в момент формирования составляла 175 человек. Возглавил его бывший пограничник, участник боев под Одессой лейтенант А. С. Ваднев, воевавший в рядах партизан с ноября 1941 года.
Комиссаром отряда стал Н. А. Клемпарский, крьмчанин, уроженец деревни Бешарань-Отары, до войны работавший в финансовых органах. По заданию райкома партии Николай Антонович был оставлен в подполье. Выполнив задание, он пришел в марте 1942 года сперва в Джанкойский отряд, а затем был переведен в Зуйский. Прекрасно зная здешние места, людей района, Клемпарский связал отряд со многими патриотами, жившими в окрестных селах. Как уполномоченный обкома партии по подполью он создал 5 патриотических организаций и групп, участники которых перешли позднее в лес и стали в основном бойцами 18-го партизанского отряда.
Николай Клемпарский был несколько старше своего командира, имел к тому времени немалый жизненный и боевой опыт, с первого и до последнего дня участвовал в войне с белофиннами. Если командира отряда отличали стремительность действий, порой некоторая поспешность в суждениях, то комиссар всегда оставался спокоен, рассудителен. Эти два человека очень хорошо дополняли друг друга. Они смогли создать крепкий, боеспособный отряд, славившийся сноей инициативностью и ратным мастерством.
Многое сделали для этого такие замечательные организаторы и отважные партизаны, как И. М. Медведев (начальник штаба, в прошлом руководитель одной из подпольных групп), И. Е. Щербина (секретарь партийной организации), Наташа Гришанкова (помощниц комиссара отряда по комсомолу). Особо надо сказать о командире разведгруппы — Григории Максимовиче Авраменко. Работа рзведчиков была исключительно сложна и опасна. Но в отряде не было случаев, чтобы они допустили просчет и дали неточные сведения о противнике. Г. М. Авраменко погиб смертью героя в боях фашистской карательной экспедицией в январе 1944 года. 
Боевыми группами командовали моряк Николай Семашко, воспитанник партизанского леса Сейдали Куртсеитов и другие.
II марте 1944 года пришло пополнение — симферопольские комсомольцы- подпольщики, которым нельзя было оставаться в городе ввиду угрозы ареста. Бойцами отряда стали почти все участники «особой диверсионной группы Василия Бабия.
За любую, подчас самую трудную работу брались девушки, в прошлом тоже подпольщицы,— Вера Кудряшова, Нина Удалая, Люба Игнатова, Мария Дембицкая, Вера Тишиова. Таисия Стенина. Они несли караульную службу, ходили в разведку, наравне со всеми отражали атаки врага в период боев с карателями, выносили раненых с поля боя, ухаживали за ними в импровизированных «партизанских госпиталях».
Когда был тяжело ранен командир отряда А. Ваднев, жизнь ему спасла Вера Кудряшова. Двенадцать дней и ночей, рискуя жизнью, она и Иван Ефимович Щербина прятали в заснеженном лесу командира и ухаживали за ним.
А. С. Ваднев был отправлен самолетом в госпиталь на Большую землю. Командиром отряда с 15 января 1944 года стал И. Е. Сырьев, партизан с ноября 1941 года. Боец, командир диверсионной группы, вместе со своими боевыми друзьями он пустил под откос 7 вражеских эшелонов.
Весь отряд в целом за время боевой деятельности провел 18 крупных операций, 11 раз успешно противостоял карательным экспедициям противника. По далеко не полным подсчетам, в результате этих боев фашисты потеряли 935 солдат и офицеров.
Занимая высоту 887, отряд находился на перекрестке путей, как бы в самом сердце Северного соединения. Через него шла связь с партизанами, которые базировались на высоте Яман-Таш и в тыркинских лесах. Его не могли миновать те, кто шел на аэродром встречать самолеты с Большой земли, и те, кто возвращался с задания из Симферополя и других мест Крыма.
В 18-м отряде работала школа для детей. Учителя — в одиночку или небольшими группами — вели занятия по программе советской школы. Занятия проходили в обстановке, которую трудно даже представить педагогам и школьникам наших дней, не знающим, что такое война. Не было учебников, бумаги, карандашей, а«классы»-шалаши бомбили и обстреливали вражеские самолеты. Но когда кончался налет, ребята опять собирались в «класс», чтобы продолжить урок. Для многих из них это был главный в жизни урок мужества.Самоотверженно работали в лесной школе учителя М. Сухов, М. Жихарева, 3. Пушкарева и другие.
Жили партизаны в шалашах. В начале партизанской борьбы копали добротные землянки, в них делали нары в два этажа, клали кирпичные или устанавливали железные печи. Тщательно из деревьев накатывали потолки, а сверху засыпали листвой и землей. В таких землянках было тепло и уютно.
В дальнейшем это оказалось нецелесообразным. Во время карательных прочесов, когда партизанам приходилось покидать лагеря, фашисты взрывали жилища или минировали их. «Воевали» они не только с землянками, но со всем решительно, что в них оставалось: жгли вещи, «методично» простреливали посуду, чтобы партизанам не в чем было готовить пищу.
Начиная с зимы 1942—1943 года партизаны жили преимущественно в шалашах. Для сооружения жилища собирали длинные средней толщины бревна, ставили их конусообразно, укрепляли наверху, а внизу немного углубляли и засыпали сантиметров на десять землей. На две трети бревна закрывали опавшей листвой и землей, а на одну треть оставляли открытыми для выхода дыма от костра. Посредине шалаша делалось небольшое углубление и разводился костер. На дверь навешивали плащ-палатку или какую-нибудь грубую ткань, а вокруг костра сооружали нары.
Такие шалаши делались быстро, без особого труда. Их легко можно было восстановить после вражеского прочеса.

Материал: http://forum.vgd.ru/113/38810/90.htm?a=stdforum_view&o=

Для просмотра вам необходимо зарегистрироваться