Описание окружающей местности

Одно из красивейших зданий Казани - бывший особняк Ушковых. Под таким названием он входит в «Свод памятников России» и вызывает неизменный интерес и восхищение жителей и гостей города.

Здание построено в стиле «модерн», отличающимся особым изяществом и декоративностью, в котором путем стилизации органически усиливались черты различных эпох и стилей. «Архитектурная композиция, декоративное убранство фасада и интерьера, несмотря на разнохарактерность стилей, отличаются высоким мастерством», - так оценил здание один из казанских архитекторов. Построил это чудо в 1908 г. архитектор К.Л. Мюфке (1868-1933), умело объединив три отдельно стоящих дома в единый ансамбль.

История дома

Алексей Ушков во время учебы в Казанском Университете влюбился в Зинаиду Высоцкую, дочь профессора хирургической патологии. Будучи сыном богатого купца Константина Ушкова, владельца Бондюжского химического завода, Алексей решил сделать своей возлюбленной необычный свадебный подарок – построить красивый дом. Дом Ушковой был перестроен в 1904—1908 годах (по другим сведениям, в 1903—1907 годах) из трёх домов, располагавшихся на Воскресенской улице Карлом Людвиговичем Мюфке, известным по строительству Казанкской Художественной школы и Казанского Университета. После постройки здания большая часть его помещений сдавалась внаем - под жильё и коммерцию. На первом этаже располагались магазины, а на втором – жилые комнаты.

После Октябрьской революции собственность Ушковых была экспроприирована. В 1919 году Дом Ушковой стал главным зданием Центральной губернской библиотеки  — одной из крупнейших библиотек Поволжья (объём фондов которой превышает 3,2 миллиона экземпляров документов, в том числе 98 тысяч документов на татарском языке и 78 тысяч — на иностранных языках).

Архитектура и интерьер

Здание представляет собой двухэтажный особняк причудливой формы, богато украшенный пышной лепниной и балконами с ажурными решетками. Дом Ушковой смотрится настолько целостно и органично, что невозможно поверить в то, что изначально это были три разрозненные постройки, мастерством архитектора соединенные в единое целое. Одним из способов соединения послужила арка с красивейшими воротами и чугунной решеткой, которой можно любоваться и поныне.

Дом двухэтажный в виде буквы «Г». Центром его архитектурной композиции является угол, украшенный полукруглым эркером, балконом, массивной консолью и небольшим куполом сверху. Каждый из элементов выполнен с особой тщательностью в малейших деталях и исполнен неподражаемой изысканности и аристократизма. Возвышающийся сверху купол украшен небольшими окошечками и изящным шпилем, а прилегающий к нему снизу эркер обвит, как плющом, великолепным лепным орнаментом.

Внешность особняка интересна, но гораздо интереснее его интерьеры, на создание которых заказчик не поскупился. Для внутреннего убранства дома характера эклектика – сочетание различных архитектурных стилей. Каждое помещение в доме отделано в своём стиле (неоготика, бонапартистский ампир, рококо, псевдовосточная стилистика). Высокое мастерство роскошной отделки здания поражает воображение. Здесь использованы мрамор и бронза, черное дерево и цветное стекло, позолота и зеркала, кованые металлические украшения в художественном единстве с украшением стен.

Войдя вовнутрь дома, Вы попадете в коридор, выполненный в китайском стиле Шинуазри. Интерьер здесь формлен как вход в дворцовые покои восточного властелина: позолоченные, резные драконы на стенах, дверях, потолке, в деревянном, ограждении лестницы, бронзовые и лепные украшения, изображения японских божков и т.п. Красочные росписи вестибюля напоминают Китай, Японию. Здесь заметна имитация древнекитайской и японской живописи, роспись панно и стен под драгоценную шелковую ткань. Легкие живописные панели с изображением бытовых сценок из восточной жизни обрамлены имитацией бамбука, на стенах и полу запечатлены иероглифы.

Дверные ручки разнообразной формы - настоящие произведения искусства. Все двери, выходящие на парадную лестницу, оформлены ручками в виде бронзовых дракончиков.

На окнах великолепно выполнены витражи из французского цветного стекла с экзотическими пейзажами, редкостными птицами и растениями. Эти витражи работы мастерской Шарля Шампиньоля, знаменитого французского мастера, были выполнены в Париже и привозились в Казань вместе с рамами, сделанными также на заказ.

На втором этаже располагается парадный зал, выполненный в стиле ампир с его торжественностью и военной атрибутикой. Потолки покрыты богатым орнаментом с изображением щитов, мечей, флагов, орлов, крылатых львов и коней и т.п. Интерес владельцев дома к Наполеону выразился в латинском вензеле N на потолке. Высокие лакированные двери украшены горельефами орлов и изображением медузы Горгоны. Изображения в горельефе выступают над плоскостью фона более чем на половину своего объема.  Раньше здесь проводились балы и приемы, а теперь это главный читальный зал библиотеки.

Одна из комнат, включающая в себя эркер, отделана в мавританском стиле. В эркере есть круглое помещение, имитирующее минарет мечети. Мавританский стиль- это условное название средневекового искусства, развивавшегося в XI-XV вв. в Северной Африке и Южной Испании. Оно складывалось на основе слияния художественных традиций Арабского халифата и других народностей. В постройках этого стиля применялись стрельчато-подковообразные и фестончатые арки, резьба по дереву, повышенно-декоративный орнамент, насыщенный растительными, геометрическими и эпиграфическими мотивами. Своеобразием мавританского зала являются двери, украшенные арабской вязью, где стилизован и зашифрован главный постулат ислама: "Нет Бога, кроме Аллаха...". Во времена Ушковых мавританский колорит этого зала подчеркивали развешанные по стенам ятаганы, сабли, кинжалы. Это бывшая курительная комната, а в настоящее время зал выставок.

Стены бывшей столовой оформленной в несколько сумрачном готическом стиле средневековых немецких замков и обшиты панелями из черного мореного дуба, а вот в оформлении гостиных использовано празднично- легкое воздушное рококо.

Маленькая розовая гостиная (отдел абонементов) - это нарядная комната со светлыми расписными дверями и потолком с виньетками, амурчиками, медальонами с цветами и т.п.

В помещении большей по площади бывшей зеленой гостиной (ныне сектор литературы по гуманитарным наукам) сохранились камины ампирной формы из зеленого итальянского мрамора с бронзовыми украшениями и венецианскими зеркалами.

Настоящей жемчужиной особняка считается «сад-грот».  Это зал верхнего этажа, напоминающий пещеру: с потолка в нем свисают сталактиты, в расщелинах стен, облицовка которых выполнена из природного ракушечника, пробиваются вьющиеся растения. В огромном аквариуме сохранились раковины, камни, фонтанчик в виде диковинной рыбы. Наружную стену почти целиком занимают окна, и освещенный в вечернее время грот особенно красиво смотрится с улицы - как окно в сказочный мир. Когда-то это помещение было гордостью хозяев дома, в нем собиралась казанская интеллигенция, проводились светские вечера, а сейчас здесь находится один из читальных залов.

Интересные факты

  • Несмотря на такой шикарный подарок, жизнь супругов не сложилась и через три года они разошлись. Дом остался во владении Зинаиды Ушковой, а ее супруг уехал в Москву и построил еще один такой дворец. В нем в свое время проживали Сергей Есенин и Айседора Дункан.
  • Архитектор Карл Мюфке так любил свою работу, что пренебрегал своей безопасностью. Газета «Вестник» в 1906 году писала: «Вчера на стройке дома Ушкова с лесов упал архитектор Мюфке». Несмотря на перелом двух ребер, архитектор вскоре продолжил свою работу.
  • Карлу Мюфке денег, заработанных на строительстве особняка на Воскресенской улице, хватило на строительство собственного дома, известного как особняк Мюфке, который он возвел на Кирпично-Заводской улице, ныне это улица Хади Атласи.

Режим работы библиотеки

С сентября по май:
Ежедневно с 09:00 до 20:00
Суббота, воскресенье – с 09:00 до 18:00
Выходной день – пятница
Санитарный день – последняя среда каждого месяца


С 30 мая по 31 августа:
Ежедневно с 09:00 до 18:00
Выходные – суббота, воскресенье
Санитарный день – последняя среда каждого месяца

Экскурсии проводятся в рабочие дни с 10:00 до 17:00 каждый час, стоимость экскурсии – 300 руб.

Источники:

ru.wikipedia.org

Национальная библиотека Республики Татарстан

Для просмотра вам необходимо зарегистрироваться