Описание окружающей местности

Николо-Сольбинский женский монастырь. Николо-Сольбинский женский монастырь расположен на берегу извилистой тихой реки Сольбы, на шоссе, соединяющем Троице-Сергиеву Лавру, Переславль-Залесский и Углич. Время основания первоначальной мужской Николаевской пустыни восходит к XV веку. Свое название она получила от главной святыни монастыря - чудотворной иконы святителя Николая, чудесно явившейся на этом месте и бережно хранимой вплоть до XX века, а также от пустынного месторасположения. Известно из старинных писцовых книг, что уже к середине XVI века пустынь располагала большими земельными угодиями, а в самой обители действовала деревянная церковь в честь свт. Николая с приделом вмч. Варвары. Мирное существование немногочисленной братии, однако, способной обеспечить себя во всех необходимых потребностях, продолжалось до начала 17 века, до смутных времен. В период междуцарствия монастырь подвергся полному разорению от поляков и разбойников. Около 100 лет Сольбинская обитель находилась в запустении, а все земли ее были отданы в оброк. В 1711 году по ходатайству архимандрита Даниловского монастыря Варлаама, с разрешения Петра 1 монастырь стал восстанавливаться. Стараниями архим. Варлаама была отстроена новая, теперь уже каменная церковь в честь Успения Божией Матери с теплыми приделами Усекновения главы Иоанна Предтечи и Покрова Пресвятой Богородицы. Но только к середине 17 века по просьбе братии указом Святейшего Синода пустынь, отданная ранее в оброк монастырю, приобрела самостоятельность. В 1840 году обитель обнесли каменной оградой с 8-ю башнями. На территории монастыря находился святой колодец в честь свт. Николая большой целительной силы, так что братии разрешалось брать его святую воду только по двунадесятым праздникам. В монастыре поддерживался строгий устав. Несмотря на малочисленность насельников, ежедневно служилось две литургии, велись вручную сельскохозяйственные работы на полях, скотном дворе, 2-х мельницах. История не сохранила причин упадка обители. К началу XX столетия монастырь остался без настоятеля долгое время. Летопись говорит, что малочисленное братство не в состоянии было вести хозяйство и содержать обитель, поэтому в 1903 году была принята Святейшим Синодом радикальная мера переименовать Николо-Сольбинскую пустынь из мужской в женскую. В этом же году в обитель прибыли несколько сестер с вновь назначенной игуменией Макарией из Переславского Никольского монастыря. Умелое ведение хозяйства, усердный труд сестер привели к подлинному расцвету обители. Об этом говорит и стремительный рост числа насельниц: к 1914 году - 115 сестер. В первую очередь, был обновлен храм внутри и снаружи (теплые приделы освятили в честь Покрова Божией Матери и св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна), отстроены новые жилые корпуса, конюшня и все необходимые хозяйственные помещения. Сестры трудились не только на земле, но и занимались рукоделием - шитьем, вышиванием, чтением духовных книг (монастырь располагал небольшой библиотекой). По-прежнему свято чтилась икона свт. Николая. С нее были сняты 3 копии, которыми обносили окрестные селения и поля. Перед подлинником служились частые молебны - по просьбе благочестивых местных жителей. Обитель за короткий срок настолько окрепла, что смогла оказывать посильную благотворительную помощь: в годы первой мировой войны сестры шили белье, полушубки солдат русской армии. История женского Николо-Сольбинского монастыря была прервана в ноябре 1918 года после его упразднения и образования на его месте сельскохозяйственной комунны «Новая жизнь». Некоторое время монастырь просуществовал недолго. Игумения Макария и некоторые сестры были обнаружены и арестованы. Дальнейшая судьба, их остается неизвестной. Тем временем монастырь был обращен в приход, а потом и вовсе закрыт. По государственному плану борьбы с пережитками прошлого - религией в 1937 году были арестованы и расстреляны иеромонах Паисий и священник Леонид Гиляревский, служившие в монастыре. Члены комунны за три года пустили по ветру все богатство монастыря, разобрали многие постройки. Во время Великой Отечественной войны здесь разместился детский дом, а позже - лечебница душевнобольных. Успенский храм использовали как помещение для столовой и клуба. В левом приделе устроили кочегарку. Внутреннее пространство храма было совершенно искажено перегородками. Все окна храма и корпуса заставили решетками. В 60-х годах на строительство дорог разобрали уникальные стены с башнями. Когда в 1994 году древняя поруганная святыня возвратилась в лоно Церкви, возрождение ее казалось невозможным. Все здания, коммуникация нуждались в капитальной реконструкции. Только в январе 1999 года по благословению Его Высокопреосвященства Владыки Михея на новое место прибыли три насельницы с Настоятельницей монахиней Еротиидой. С Божией помощью, под покровительством свт. Николая, с В настоящее время отреставрирован внутри и снаружи Успенский храм с приделами в честь свт. Николая (когда главного храма обители в честь свт. Николая не стало, Предтеченский придел Успенского храма был переименован в Никольский) и Покрова Божией Матери, который был освящен епископом Угличским Иосифом викарием Ярославской Епархии в день Покрова Пресвятой Богородицы в 2001 году. Одновременно был сделан капитальный ремонт сестринского корпуса. Очень важным объектом строительства должна стать ограда, в настоящее время она восстанавливается. Находясь в пустынном месте у дороги, монастырь совершенно лишен какой-либо защиты. Издревле монастыри на Руси обносились каменной стеной, которая носила двоякий смысл - духовная ограда от мира и защита от внешнего врага. Так создавался особый климат, особое духовное пространство уединенности и покоя, столь необходимое для внутренне-углубленной жизни монашествующих. Нетронутые смешанные леса, окружающие на большом пространстве обитель, тишина, которую нарушают пение птиц, шум листвы и звон колоколов, легкая прохлада, тянущаяся от реки, неспешные богослужения...- здесь найдет отдохновение каждый утомленный путник. материалы взяты с сайта: www.yaroslavl-eparhia.ru
Для просмотра вам необходимо зарегистрироваться