Описание окружающей местности

В окнах огни зажигаются тихо.

Доброе утро, моя Решетиха!

Поздно ложится и рано встает

В нашем поселке рабочий народ.

Небо все больше светлеет. С утра

Звучно поют в храме колокола.

Пальцы скрестив, мирно молятся люди,

Тихо прося Николая о чуде.

 

История началась более 120 лет назад. Пятиглавый храм был спроектирован в модном в ту пору каменном стиле с сохранением древнерусских церковных традиций зодчества XVI-XVII веков — с луковичными куполами и шатровой главой над колокольней.

После того как сельчане безвозмездно уступили свои земли для здания, началось строительство храма. Всего лишь три года ушло на его возведение и оснащение.

 

Жил когда-то Гурьев Павел -  имя он свое прославил

Сетевой промышленностью и благотворительностью.

Гурьев добрым слыл купцом: так воспитан был отцом.

И решил он для селян православный строить храм.

А Никитин – архитектор долго думал над проектом,

Предоставил к сроку план – пятиглавый чудо-храм.

 

Решетиха загудела: не сидел никто без дела,

Помогало все село, и строительство пошло.

Много Гурьев средств отдал. Он из Катунков позвал

Мастера хорошего, заплатил недешево.

 

И. немного пораздумав, этот мастер Остроумов

Из морёного из дуба, многоярусного сруба,

 Вскоре выполнил заказ -  сотворил иконостас.

 

Из Москвы был приглашен Дикарёв-художник.

Он краски дивные достал и иконы написал.

Из Москвы же прибыла утварь вся из серебра.

Плитка метлахская в залах на полу уже сияла.

К нам из Харькова она в храм была привезена.

Вскоре колокол поставлен был. Из града Ярославля.

Привезли его таков, в триста тридцать пять пудов!

Много люду приходило. И ещё паникадило

Житель Рябиков принес, разрешить чтоб сей вопрос.

Шел год  1900. Наконец свои ворота

Распахнул Никольский Храм для людей, для прихожан.

Все стояли в изумленье. А столь чудное строенье

Феодосий освятил, люд честной благословил.

 

30 января 1900 года состоялось освящение храма, которое возглавил архимандрит Феодосий. В этот день церковь, рассчитанная на 600 человек, не смогла вместить всех желающих и многие остались на паперти, но все равно люди были счастливы увидеть долгожданный храм.

(Авторы: Макарова Ксения, Котюсова Елена, Шульгина Юлия Источник)

Решетихинцы были ревностными прихожанами своей Никольской церкви, искренними верующими, праведными христианами. А их духовный наставник — священник Иоанн Подольский не только выполнял церковные обязанности, но и с января 1901 года стал законоучителем местной земской школы. За труды по народному образованию в мае 1905 года епископом Назарием он был награжден набедренником: эту часть облачения священник получает только в награду за усердную и продолжительную службу. Со дня своего основания Никольская церковь всегда была на хорошем счету у епархиального руководства. Неспроста в 1915 году ее посетил преосвященный.

Но наступил 1917 год, за которым последовало гонение на церковь. Земли у нее отобрали, а служителей лишили почти всех прав. Лишь созданная религиозная община поддерживала своих духовных наставников, она же по договору с государством стала отвечать за состояние храма, за содержание проповедей, за порядок в церкви. В 1918 году такой договор был составлен с Растяпинским райисполкомом и Никольской общиной.

В марте 1920 года Федор Константинович Вейсов был рукоположен в священники. В наступившее очень тревожное время он мог бы покинуть церковь, уехать в свой родной Ардатовский уезд, но, прослужив в Никольском храме 20 лет, отец Федор остался верен ему и в трагические для церкви годы. Хозяйственные дела прихода  с 1921 года отцу Федору помогал выполнять церковный староста Викентий Андреевич Склянин, а позднее И.А. Жирнов. Сам же Вейсов был председателем совета церковной общины, число верующих которой по официальным данным в 1926 году составляло 600 человек.

С конца 20-х годов на церковь обрушилась новая волна гонений. Не обошла она стороной и Решетиху. Партийные агитаторы уговорили работников Решетихинской фабрики принять постановление о закрытии церкви. В результате этого президиум Дзержинского райсовета 24 февраля 1931 года расторг договор с обществом верующих. В Решетиху прибыла комиссия для проверки технического состояния церкви и заключила, что ей необходим ремонт на 3500 рублей. Через месяц на совещании в крайисполкоме, разъяснили, что это не повод для закрытия церкви. Ведь по своему желанию верующие могли образовать новое религиозное общество. Никольская церковь продолжала работать еще несколько лет.

В 1936 году Решетихинская фабричная газета «Сетка» опубликовала организованное письмо рабочих с просьбой закрыть в поселке церковь. Это письмо обсуждалось в каждом трудовом коллективе. Под просьбой об открытии в помещении церкви школы собирались подписи жителей. Поселковый Совет принял решение о закрытии храма, но Нижегородский облисполком посчитал, что 2706 подписей для этого недостаточно. В этот раз церковь вновь выстояла под натиском атеистических идей.

В мае 1937 года на Дзержинской городской партконференции в выступлении Елфимова отмечалось, что «в Решетихе с церкви сняли колокола, но церковь существует. И ходят туда молодежь и рабочие бригады. На Пасху церковь была забита, там руководители рабочих были». Это свидетельствовало о том, что у народа вера в Бога не была еще выбита коммунистической идеологией. Но атеистическая власть терпеть подобное дальше не желала. 22 августа 1937 года были арестованы все священнослужители Троицкой церкви Черного села, а на следующий день арестовали и жителя села Мысы 59-летнего священника Решетихинской церкви Ф.В. Серебровского. За «участие в террористической организации среди церковников» 8 сентября 1937 года на Бугровском кладбище города Горького Федора Васильевича вместе с черносельскими священнослужителями расстреляли. В канун нового года арестовали и 64-летнего Ф.К. Вейсова. Следствие длилось всего несколько дней. 3 января 1938 года по статье 58-8-11 ему вынесли смертный приговор, и через десять дней тоже расстреляли.

С тех пор Никольская церковь бездействовала. Школу в ней не открыли, а определили под склады. Даже военные, в том числе конные, останавливались здесь на постой. Постоянно жгли костры, окна повыбивали, иконы растащили, постепенно осыпалась настенная роспись, вандалы в поисках ценностей перекопали все вокруг. Но как ни глумились над Никольской церковью, она никогда не выглядела жалкой. Люди засматривались на нее, крестились в надежде, что придет время, и зазвонят колокола, начнутся службы, молебны. И эти надежды сбылись!

В 1988-1989 годах с помощью жителей поселка началось очищение территории и голых стен храма. После 50-летнего запрета прошли первые молебны. Но до восстановления церкви в ее былом обличии еще предстояло многое сделать. В первую очередь заготовить строительные материалы, чем и занимался вместе с прихожанами тогдашний настоятель церкви Евгений Тверикин. По выходным дням многие решетихинцы вместо отдыха шли работать к своему храму. Очень пожилая уже Антонина Ивановна Кузина была наиболее активной помощницей. Юрий Осокин с маленьким еще сыном Алексеем изготовил часть нового иконостаса, иконы для которого писал Вадим Михайлов из Дзержинска. Часть церковной утвари изготовил дзержинский резчик Сергей Говоров, а престол и жертвенник в алтаре — Олег Миронов из Нижнего Новгорода. С 1997 года Людмила Самончик помогает людям понять отдельные вопросы веры и подготовиться к церковным обрядам. Она, к тому же, хороший реставратор, многое сделала по восстановлению подаренных храму старых икон.

В 2003 году настоятелем храма назначили священника Алексея Миронова. При нем достраивалось двухэтажное помещение, в котором находятся автономное отопительное оборудование, просфорня, трапезная и Воскресная школа. В 2004 году вокруг церкви установили кирпичную с металлическими решетками ограду и ворота. А в 2010 году по поселку Решетиха вновь разнесся колокольный звон. Источник

 

 

Для просмотра вам необходимо зарегистрироваться