Кожан-городок. Дуб-великан и другие метаморфозы [MS/14545]
Описание окружающей местности
«Здесь замерзает вино, сохраняя форму сосуда;
Вынут из кадки - не пьют, колют, глотая куском.
Высказать вам, как ручьи промерзают до дна от морозов,
Как из озер топором ломкую воду берут?"
(Овидий)
Кожан-городок... или через «А» - Кажан-городок - в белорусской традиции. В любом случае, на первый взгляд, вроде бы не возникает сомнений по поводу происхождения названия. В нем явно прослеживается связь с кожей. Наглядным подтверждением является и герб Кожан-городка, на котором слева на голубом фоне изображен лилиеобразный цветок, а справа на зеленом фоне — высокий сапог на каблуке. Шляхетский сапог скопирован с полотен 16 века и символизирует мастерство древних местных ремесленников. Ведь здесь издавна выделывали кожу и шили из нее обувь, которая распродавалась далеко за пределами местечка.
Казалось бы, всё просто... А нет...
Неподалеку от деревни существует древнее городище, возраст которого датируется археологами в пару тысячу лет и даже старше. Селение, которое возникло здесь, носило название Видиш-гора (или Видиуш-гора). Потом поселение называлось очень романтично — город Белой березы. И только спустя несколько столетий появилось название Кожан-городок. Так, значит все-таки, кожа? А может быть, к происхождению названия имеют отношение "кожаны" - летучие мыши? Их здесь много! Есть и третья версия, согласно которой раньше местечко называлось Каган-городок, что в переводе с татарского значит Княжий городок. И действительно, татары неоднократно совершали набеги на эти места. А легенды рассказывают, что в окрестностях деревни похоронен не то татарский князь, не то хан.
… Так, а что мы там говорили про Видиш-гору? Откуда такое название странное?
Существует легенда (вроде бы первоначально кто-то еще в XIX веке высказал такую версию), будто бы в этих краях находился в ссылке древнеримский поэт Овидий. Здесь он и умер, и был похоронен на местном городище на Видиш-горе. Которая именно поэтому так и называется. А после дала название городу — Городец, под которым он упоминается в 1493 году, потом был город Белой березы, ну и так далее... Впрочем, согласно официальной исторической версии Овидий был сослан императором Августом из Рима, конечно, далеко, но всё же не в эти места, а в Причерноморье в местечко под названием Томы — это современная Констанца в Румынии. И письма, которые Овидий писал из своей ссылки, рассказывая о своей горькой участи, а также о невиданных белых хлопьях, которые вдруг посыпались с неба, называются именно «понтийскими», а не «полесскими». Тем не менее, версия эта очень нравится местным краеведам, и в ее пользу они делают предположение, что Овидий вполне мог совершать водную прогулку-поездку по Припяти и остановиться в этом живописном месте.
С именем Овидия связана еще одна местная легенда — о посещении полесского села Адамом Мицкевичем. Будто заезжал он в поместье здешнего помещика Немировича-Щита не просто так: интересовался поэтом–изгнанником! Есть в Кожан–Городке и дуб, который иногда называют дубом Мицкевича. Разумеется, местные жители считают его самым-самым дубом Беларуси. Дуб, конечно, огромный, необъятный, хотя даже мы успели увидеть и покрупнее, но зачем разочаровывать сельчан?
К реконструкции местечка приложила руку Бона Сфорца - королева, она приказала итальянским архитекторам значительно расширить площадь, и те даже разработали и осуществили городской план, по которому от площади должны были в разные стороны расходиться лучами 5 улиц.
Дуб нас интересовал, посмотреть на него хотелось, вот только как его найти в темноте? Ведь мы по своей уже сложившейся традиции приехали в деревню, когда совершенно стемнело...
И спросить-то не у кого. Дождь, темно, все сидят по домам. И тут мимо проезжает местный житель на велосипеде. Dimmer вежливо к нему так обращается: «Простите, а можно Вам вопрос задать?» Тот от неожиданности даже остановился и с велосипеда слез: «Ну, задайте».
- А у Вас тут где-то дуб есть большой… не подскажете, где?- Это под которым Наполеон что ли лежал? Есть такой… А Вы что, прямо вот сейчас туда пойдете?- Ну да…- А Вы в гости к кому-то приехали? К кому?- Да нет, мы тут проездом…- Из Гомеля?- Нет. Из Москвы.- Из Москвы?!!! А где остановились?- Нигде. Мы дальше поедем, в Пинск.- И что, специально ради дуба к нам приехали?!!!- Ну, да.- Так у нас еще липа есть старая! Показать?- Нет, спасибо, нам бы дуб… (хотя... и почему не узнали, где у них липа?)- В общем, езжайте прямо вон по той улице, потом направо вдоль реки, возле последней хаты налево… и как вы его будете в темноте искать… может, вас проводить? Я могу!- Нет, спасибо, мы на машине.
Вот пример того, как в сознании людей порой происходят странные метаморфозы. И вот уже дуб местные жители связывают с именем Наполеона, который будто бы под этим дубом отдыхал. Хотя, конечно, ничто не мешало обоим этим историческим личностям (и Наполеону, и Мицкевичу) в разное время прилечь в тени раскидистого великана. Впрочем, в Белоруссии настолько сильны воспоминания об Отечественной войне 1812 года, что многие места, даже гораздо более древние, связывают с французами. Например, древние городища обыватели чуть ли не повсеместно считают могилами французских военных.
Хотя, как минимум одна местная достопримечательность с французами связана. В центре местечка в 1818 году силами пленных французов был насыпан холм (говорят, землю те черпали и носили шапками), на котором впоследствии построена униатская церковь. Деревянная, без единого гвоздя. Церковь довольно большая, состоит из пяти срубов, поставленных по кресту. Наружная архитектура церкви достаточно проста, разве что все внимание приковывается к венчающей части, выполненной в стиле барокко. Церковь традиционно для юга Беларуси выкрашена в синий цвет. Зато внутри она богато убрана скульптурными деталями, вырезанными из дерева. Но интересна Свято-Николаевская церковь тем, что все ее купола смотрят в разные стороны. Разумеется, это не задумка архитектора, а, скорее, оплошность. «Разъехались» купола уже к концу 19 века, но окончательно внешний вид церкви изменила ее неумелая реконструкция в конце 70-80-х годов 20-го века, в результате чего церковь просела еще на 20-30 см. Так что сейчас мы можем наблюдать что-то вроде «пизанской» церкви.
Об истории этих мест дополнительно можно почитать здесь
Кроме того, можно посмотреть эти отчеты о поездках:
http://vandrouka.by/2012/kozhan-gorodok/
http://schelkunov.livejournal.com/20090.html






