Крюки, балконы, консоли [MS/13942]
Описание окружающей местности
Геокэшеры - тоже люди, но они как дети. Одни путешествуют играя, другие играют в путешествия, но все постепенно взрослеют, хотя в душе остаются детьми. Иногда или у многих геокэшеров в период взросления возникает задача, как самому построить дом или, хотя бы, как украсить дом, построенный тестем. И здесь хочется предложить, как возможное решение, интересные заметки по строительству карельских домов, а точнее об особенностях декорирования / украшения домов, которые были построены вокруг Сямозера в конце позапрошлого и в начале прошлого века. А прежде позвольте предложить небольшой кусочек словаря терминов по деревянному домостроению (для того, чтобы знать, что и как называется, когда будете строиться, или ... "говорить о строительстве"):
- антресоль – выступающая верхняя часть объема амбара (бани);
- брус - тип крестьянского жилища с последовательной связью жилой и хозяйственной частей, имеющий форму параллелепипеда;
- взвоз – наклонный деревянный помост для въезда на второй этаж хозяйственного двора;
- волоковое окно – маленькое узкое окно, представляющее не обрамленный проем, закрывающийся с внутренней стороны деревянной задвижкой;
- восьмерик – восьмигранный сруб, применяемый при переходе от кубического объема к шатровому или купольному завершению;
- горница – парадная чистая комната в крестьянской избе;
- карзина – вход в подклет в виде ящика с подъемной крышкой;
- клеть – прямоугольный бревенчатый сруб; холодное неотапливаемое помещение многоцелевого назначения;
- косящатое окно (дверь) – окно (дверь), обрамленное косяками;
- кронштейн – конструктивный элемент деревянного здания для поддержания выноса крыши, карниза, балкона;
- курица – деталь безгвоздевой кровли, представляющая собой ствол дерева с корневищем в виде крюка, предназначенная для поддержания потока;
- курная изба – изба с печью без дымохода;
- переруб – внутренняя бревенчатая стена, врубленная в наружную стену с выпуском или без него;
- повал (консоль) – расширение верхней части сруба постепенным выпуском наружу венцов, образующих подобие бревенчатого карниза;
- подзор – резная доска, оконтуривающая снизу элементы строений;
- подклет – нижний этаж постройки, обычно имеет хозяйственное назначение;
- полотенце (кисть) – резная доска, закрывающая стык причелин на фронтоне здания (ветреница), резное окончание причелины;
- поток – деталь безгвоздевой тесовой кровли, брус или лоток, в который упираются нижние концы кровельного теса;
- притвор – небольшое крытое помещение перед входом в молельное помещение;
- причелина – доска, зарывающая наружные торцы подкровельных слег, обычно украшенная резьбой;
- пятистенок – сруб дома с одним перерубом;
- светелка – жилое помещение на чердаке, обычно неотапливаемое;
- сени – холодное помещение, связывающее вход в дом с жилой и хозяйственной частями;
- четверик – четырехгранный сруб;
- шестистенок – сруб дома с двумя перерубами;
- шестистенок - крестовик – сруб дома с двумя взаимно перпендикулярными перерубами.
Сямозерье - это кусочек Карелии в 70-ти километрах от Онежского озера, поэтому образы Сямозерских домов тесно перекликаются с образами домов Заонежья (крыши, курицы, балконы, арочки, причелины и прочие уютные мелочи), но есть и свои характерные моменты, преобладающие в окрестностях Сямозера.
Первой интересной особенностью сямозерских домов являются "крюки". Так делали и называли здесь кронштейны - выступающие брёвна домов, поддерживающие вынос крыши над фасадом здания и обработанные в виде крюков. Варианты исполнения бывают разные: одинарные крюки, двойные на одном бревне, консольные из двух брёвен друг над другом. Кронштейны, украшенные крупной резьбой в виде крюков, преобладают в строительстве домов у северных карел-ливвиков (вокруг Сямозера), в отличие от других местностей, где кронштейны украшались резными модульонами (в виде округлых валиков) или резьбой с мелким рельефом, состоящим из чередующихся треугольных зубцов и полукруглых валиков.
Другой особенный момент истины, который тесно перекликается с Заонежьем - причелины и полотенца, украшенные многочисленными элементами резьбы, как правило, с фольклорными небесными мотивами "солнцем, месяцем и звёздами", а в домах с более богатыми собственниками и балконы с непростыми столбиками, арками и балконными ограждениями. Чаще всего использовался солярный знак - стилизованное символическое изображение солнца (в основу всей символики деревянной резьбы в древние времена были положены самые главные языческие божества наших предков – бог неба Сварог и бог солнца Дажьбог). Во многих балконных ограждениях домов Сямозерья усиленно использовались солярные розетки. Столбики балконов, крылец также имели (имеют и сейчас) свой особенный колорит и являлись элементом стиля местных мастеров-плотников. Традиционные русские круглые столбики с резьбой в виде "дынек, жгутов, кувшинчиков и валиков" в ливвиковских деревнях принимали в сечении квадратную форму, и, соответственно изменялись элементы резьбы, принимая геометрические формы (дыньки превращались в многогранники).
Для указания третьей характерной особенности построенных домов просто процитирую выдержку из статьи Гришиной Ирины Евгеньевны и Орфинского Вячеслава Петровича "Архитектурное чудо Сямозерья" в книге "История и культура Сямозерья", Петрозаводск, 2008. "… К самобытным чертам Сямозерского зодчества, развивающим собственные традиции, можно отнести особое конструктивное решение хозяйственной части дома-комплекса с консольно вынесенном над хлевами озадком сарая, отличающееся и от русского приёма "сарая на столбах", и от карельского "сарая на углах". По-видимому, так же, как и в случае с кронштейнами-крюками, развитию консольных сараев в Сямозерье послужило созвучие древних местных традиций устройства скотоводческих построек с русскими решениями сараев на столбах …" и вепсским простейшем (опять связь с Онежским побережьем) компромиссным решением - выпуском бревна для установки временной подпорки. В общем, консольные сараи – так же устойчивый признак местной специфики.







