Описание окружающей местности

Искорское городище известно с VIII - IX вв. как оборонительный, культовый и металлургический центр, как самая северная крепость, прикрывавшая верхнекамские земли Перми Великой со стороны Печоры и Вычегды. Каменные укрепления опоясывали 5 земляных валов. От местоположения городка пошло и его название. “Из” – камень, а “кар” - поселение, город. Древнее произношение слова “Изкар” можно перевести с коми-пермяцкого как “каменный город или городок на камне”. В раскопках городища были найдены остатки металлургического производства, оружие, орудия труда, украшения, бытовые вещи и керамика разного времени и типов, кости животных и рыб, но множество сломанных и недоделанных находок являются признаком культа мертвых, что подтверждает нежилой характер древнего Искора в эпоху средневековья. На месте Искорского городища находилось языческое святилище древних коми-пермяков, где совершались обряды жертвоприношения богам плодородия и погребальные обряды. По многим историческим данным, в 1472 г. во время похода московских войск Ивана III под предводительством Ф. Пестрого Стародубского против коми-пермяков крепость была покорена, что стало одним из этапов присоединения Прикамья и площадкой для дальнейшего продвижения Русского государства за Урал в Сибирь.

Позднее христианский культ святой великомученицы Параскевы Пятницы в русском селении перекрыл языческий культ покровителей воды, растительности и плодовитости, была сооружена сначала деревянная, а в 1891 г. – каменная часовня, сохранившаяся до наших дней. Часовня действующая, двери закрыты на засов, но без замка, так что доступ в нее открыт.

Сама по себе Параскева-Пятница — очень интересный персонаж. На русском Севере она считается одной из самых почитаемых святых, почти приравнивается к Богородице. Пятница "отвечает" здесь почти за всё — за здоровье, за урожай, за приплод скота, за деторождение, за источники, за мертвых, за торговлю и за молодых девушек. Отчасти, Пятница вобрала в себя культ славянской (или финской?!) Мокоши, отчасти — стала новым олицетворением пермского женского божества, выраженного также в образе Золотой Бабы. Эта прямая преемственность от язычества прослеживается не только в "функциях", не только в уникальных резных изображениях, но и в обрядах, связанных со святой. Поминали её летом, в Семик, причем действо сопровождалось праздником свистопляски и ярмаркой.

Напротив скалы, скрывающей в зарослях часовню Параскевы Пятницы – знаменитая Узкая улочка, уникальное природное образование, которое является визитной карточкой Искорского городища. По легенде, поднявшись по этой узкой расщелине на вершину горы, можно снять с себя все грехи. Параллельно ей идет более широкая «улица», по которой удобно спускаться обратно.

http://urbibl.ru/

http://northural.ru

http://www.km.ru

Г.Н.Чагин  «На древней Пермской земле»  http://www.spsl.nsc.ru

Для просмотра вам необходимо зарегистрироваться