Описание окружающей местности

Село Черкасское (в старину Камышлейка, Камышловка) Черкасской Волости Саратовской губернии. Село называлось также Знаменским, по своему храмовому празднику. Поселение это было пожаловано Екатериной II князю Черкасскому, пригласившему селиться здесь волжских вольных людей и к нему "шли со всех губерний, даже из Сибири; многие в селе до сих пор называются и сейчас "Сибиряковыми". От князя Черкасского село перешло к по родству к графам Шереметевым, а потом к графу Разумовскому и , наконец, к графу Сергею Семеновичу Уварову (Сергей Семенович был женат на одной из владелиц села, Екатерине Алексеевне Разумовской).

Село лежало на речке Камышлейке по левую сторону тракта из села Донгуз в город Вольск. Население села составляли владельческте крестьяне. К середине XIX века в селе, кроме церкви, была больница, винокуренный завод и 4 ветряные мельницы. Существовали базары по четвергам и две ярмарки в год в мае и сентябре (на Вознесение и на Воздвижение). Село насчитывало 767 дворов с населением 5,5 тысяч человек. По данным оценочно-статистического отделения Саратовской губернии Земской Управы на 1913 год Черкасское - волостное село, населенное дарственными крестьянами, бывшими графа Уварова. В селе имелись одна православная церковь, два молельных дома (село считалось как "наполовину раскольническое. Раскол был занесен сюда в первые годы заселения здешней местности.

По приглашению первого владельца князя Черкасского сюда стекались с разных сторон люди или недовольные своим экономическим бытом, общественным положением, семейными или другими какими обстоятельствами, или же искавшие свободного отправления своей так называемой "старой веры", которая преследовалась органами светской и духовной властями"), одна церковно-приходская школа, две министерских школы, больница на 20 коек, ветеринарный пункт, почтовая контора.

Каменная церковь с каменной же колокольней построена в селе Черкасском в 1827г. взамен старой, деревянной, на средства местного помещика, представителя древнего дворянского рода, действительного тайного советника Сергея Семеновича Уварова (1786-1855), крестника Екатерины II, президента Российской Академии наук (1818-1855), директора депертамента мануфактур и внутренней торговли Министерства Внутренних дел, будущего Министра Народного Просвещения (183301846), одного из образованнейших людей своего времени, поэта, ученого, члена литературного кружка "Арзамас" и друга В.А. Жуковского.

Существующая легенда о строительстве С.С. Уваровым церкви по обету, если его сын, участник Бородинского сражения, вернется живым и здоровым с войны с французами, не выдерживает никакой критики, так как Сергей Семенович Уваров, женился на графине Разумовской после 1810 года, а его сын, граф Алексей Сергеевич Уваров, известный археолог, учредитель археологических съездов в России, создатель исторического музея в Москве, родился только в 1825 году, и ни в каких войнах с французами участвовать, естественно, не мог. Церковь выстроена на месте старой деревянной церкви в селе. Поскольку в Знаменской церкви хранились копии метрических книг с 1793 года и исповедальные книги с 1797 года, то можно предположить, что первоначальная, деревянная церковь была построена не позже 1793 года. Каменный пятиглавый с колоннами Знаменский храм "с таковой же колокольней", был выстроен в господствовавшем тогда стиле русского классицизма, в 1827 году посреди села "с приличным деревянным строением, крытым тесом, за исключением немногих домов, крытых соломой... В 200 саж. от храма, через Камышлейку, на западной стороне села, лежит господский (графа Уварова) деревянный дом, окруженный рощей и небольшим фруктовым садом". Храм был теплым и крепким, и был довольно обширным. "Настоящий храм от трапезы был отделен аркой... Иконостасы в храме расположены по прямой линии. Главный иконостас простирается до верху и состоит из икон двух неодинаковых по времени и достоинству работ. Иконы нижнего яруса хорошей академической работы, заказаны были графом Уваровым в Петербурге. Верхний ярус икон писан после и не имеет того достоинства. В приделах Косьмы и Дамиана и Вознесения иконостасы невысокие и уставлены иконами также хорошей академической работы. Прочие иконы, уставленные на стенах арки и других местах, взяты из старой церкви и не имеют по работе особого значения". Престолов в храме было три: в настоящей церкви в честь Знамения Божия Матери, в правом приделе - во имя Святых Чудотворцев и Безсребренников Косьмы и Дамиана и в левом приделе во имя Вознесения Господня. Рядом была возведена каменная строжка.

После октябрьского переворота церковь оставалась действующей до 1929 года.

Закрыли ее в начале 30-х годов, использовали как склад. Затем здание было заброшено и частично разрушено. 

Весной 1993г. храм передали верующим. Назначенный настоятелем храма отец Александр Каляев сказал тогда: "Если удастся в течение лета покрыть здание церкви, к зиме начнутся службы". Так и случилось. 10 декабря 1993г. храм был освящен иерейским чином благочинным Центрального округа Саратовской епархии протоиереем Николаем Земцовым.

С середины 1997 года в храме начались ремонтно-восстановительные работы, проводившиеся военными строителями Военно-Строительного управления под руководством генерала В. Якимкина. Один их сельчан принес в дар небольшой колокол. Жертвовали жители села Черкасское и святые образа, по утверждению старожилов, находившиеся когда-то в храме.

http://hramznameniya.prihod.ru/istorija_prikhoda